Психолого-педагогическая диагностика – это система оценочной работы, базирующаяся на методах и технологиях педагогики и психологии, позволяющая оценить достижения учащихся, выявить положительные и отрицательные моменты в организации педагогического процесса и оценить уровень психического развития детей.
Актуальность проведения психолого-педагогической диагностики дошкольников
Контроль за психическим развитие детей необходимо осуществлять с раннего возраста и делать это регулярно. Это обусловлено тем, что с раннего возраста и на протяжении всего дошкольного возрастного этапа развития ребенка происходит формирование психических процессов его организма, активно развивается личность. Это реализуется под воздействием внешних социальных факторов, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие личности ребенка.
Поскольку, психические процессы организма могут неправильно развиваться, иметь различные дефекты и сложности в своем функционировании, то лучше выявить их на ранних стадиях, чтобы применить необходимую коррекцию и исключить развитие вторичных отклонений в развитии.
Работа по проведению психолого-педагогической диагностики требует грамотного научного построения и системного подхода. Необходимо отобрать методы, приемы, принципы оценки, определить критерии оценки психического развития ребенка.
Психолого-педагогическая диагностика проводится на основании комплексного исследования возрастного развития ребенка, беря в расчет социальную ситуацию его развития. Такие исследования помогают определить отклонения психологического характера, выявить их в дошкольном возрасте и своевременно применить разнообразные коррекционные методики.
Психолого-педагогическая диагностика имеет личностно-ориентированную ориентацию деятельности т.е. к каждому ребенку применяется индивидуальный подход в диагностическом исследовании и выборе коррекционных мероприятий.
При диагностике происходит определение разнородных отклонений, разной степени тяжести и сложности устранения. Поэтому, выявлению степени развития нарушения уделяется особое внимание при диагностике.
Отклонения слабой степени тяжести необходимо диагностировать как можно раньше, чтобы устранить их последующее развитие, которое окажет воздействие на развитие ребенка, его учебную деятельность. Некоторые нарушения могут быть скрытыми или проявляться очень слабо. Например, только в поведенческих реакциях конкретного типа. Однако, их наличие способно привести к их активному развитию в более старшем, школьном возрасте, что вызовет проблемы с обучением и полноценным развитием ребенка.
Одним из направлений диагностической деятельности является консультирование. Психолого-педагогическое консультирование ориентировано на:
- Пропаганду психологических знаний среди педагогов, детей и родителей;
- Разработку профилактических методик предотвращения развития разнородных психических отклонений;
- Создание методик и технологий коррекционной психолого-педагогической работы и рекомендаций по их применению;
- Формирование путей улучшения социальной ситуации, обусловливающей развитие проблемного ребенка;
- Проведение консультационной помощи родителям по вопросам эффективного воспитания, повышения педагогической компетентности родителей;
- Разработку рекомендаций для родителей по решению их собственных семейных проблем, которые оказывают негативное воздействие на развитие ребенка.
Целевое назначение и задачи психолого-педагогической диагностики
Психолого-педагогическая диагностика нацелена на проведение контрольных мероприятий по наблюдению за протеканием психического развития ребенка, наличие отклонений в развитии, соответствующих возрастной периодизации психического развития.
Исходя из целевого назначения, диагностика имеет ряд важных задач:
- Определение дефектов развития ребенка на ранних возрастных этапах и проведении соответствующих продуктивных коррекционных мероприятий, ориентированных на устранение дефектов в поведении и различных направлениях деятельности ребенка;
- Диагностирование причин отклонений;
- Диагностирование степени тяжести дефектов в развитии;
- Определение индивидуальных особенностей становления и развития личности ребенка;
- Диагностирование условий семейного проживания и воспитания ребенка;
- Разработка перспективных направлений развития ребенка и прогноза;
- Обоснование прогнозных данных;
- Разработка коррекционных направлений работы.
Принципы организации психолого-педагогической коррекции
На современном этапе развития педагогического процесса и дошкольной педагогики, диагностика психолого-педагогической коррекции основывается на следующих принципах:
- Принцип комплексного исследования ребенка. Принцип означает разностороннее исследование ребенка и его развития. Изучаются не только его интеллектуальное развитие, но и эмоциональная деятельность, особенности поведения и реакций на внешние раздражители, а также исследуется физическое развитие ребенка, состояние работы его ЦНС и соматических процессов. Исследование интеллектуальных процессов организма дошкольника помогает понять, насколько эффективны процессы обучения и воспитания, как они влияют на становление психических процессов организма.
- Принцип системного анализа. Организм ребенка, его функционирование должно быть изучено с точки зрения системности его функционирования. Любые дефекты развития, выявленные диагностикой, должны быть рассмотрены во взаимосвязи и взаимодействии с определением их причин и особенностей проявления.
- Принцип динамического исследования. Он основан на рассмотрении зоны ближайшего развития ребенка. Такая зона определяется при взаимодействии ребенка и взрослого и освоении ребенком новых направлений и приемов деятельности. психологами установлены конкретные стадии возрастного развития психологических процессов, которые должны протекать последовательно, без опережения. Поэтому, данный принцип делает упор на возрастных особенностях развития ребенка.
- Принцип качественного анализа информации. Диагностика предполагает применение разнообразных методов и приемов, их сочетания, комплексного использования количественного и качественного анализа данных с взаимосвязанными показателями.
- Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии. Коррекционные методы и технологии должны соответствовать диагностированным дефектам и способствовать их устранению или сглаживанию.