Характеристики вокальной работы в начальной коррекционной школе
Вокальная работа – это направление образовательной деятельности, ориентированное на музыкальное развитие учащихся.
Вокальная работа связана с обучением учащихся пению и развитием у них основ музыкального восприятия, формирование чувства музыкального ритма.
Что касается обучения навыкам вокала в коррекционных образовательных заведениях, то оно имеет свои особенности организации. Пение является продуктивным методом коррекции дефектов развития и находит активное применение в коррекционном образовательном процессе начальной школы. Это связано с тем, что:
- Пение активизирует мыслительные процессы организма;
- Пение способствует развитию речи и используется в качестве коррекционного средства работы по ликвидации речевых дефектов;
- Посредством пения реализуется введение ребенка с отклонениями в развитии в окружающий мир;
- Пение активизирует эмоциональную сферу ребенка;
- Пение устраняет напряжение, испытываемого в ходе образовательного процесса;
- Пение объединяет учащихся и формирует у них навыки взаимодействия.
Перечисленные аспекты вокального искусства позволяют использовать его для коррекции самых разнородных отклонений в развитии и реализации плодотворного усвоения учащимися образовательной программы.
В основе вокальной работы в коррекционных классах начальной школы лежит решение следующих групп задач:
- Образовательные задачи. Они связаны с освоением детьми музыкальной деятельности, формированием навыков пения и хоровых умений, знакомство с различными песнями.
- Воспитательные задачи. Они ориентированы на воспитание определенных качеств личности, раскрытия творческого потенциала, воспитание музыкального вкуса, любви к искусству, развитие чувства прекрасного и формирование адекватного восприятия мира ребенком с особенностями развития.
- Развивающие задачи. Они определяют развитие организма ребенка, с учетом его особенностей и устранением дефектов, мешающих полноценному освоению образовательной программы. Происходит развитие музыкальных способностей, музыкального слуха, навыков пения, пения в определенном темпе и ритме, пения в команде.
Вокальная работа в коррекционных классах начальной школы реализуется в опоре на психофизиологические особенности развития ребенка с той или иной патологией развития. Каждая особенность психофизиологического характера оказывает воздействие на механизм голосообразования. Голосовые связки приобретают свои особенности, которые влияют на музыкальное восприятие ребенка и развитие его музыкальных способностей, что требует выбора специальных приемов и методов вокального развития.
Коррекционно-развивающая деятельность в направлении вокального развития учащихся
Коррекционно-развивающая деятельность – это направление специального обучения, ориентированное на устранение или сглаживание дефектов развития учащихся для обеспечения полноценного усвоения ими образовательной программы, повышения общего уровня их развития.
Вокальное развитие в коррекционном образовании опирается на принципы дефектологии и реализуется с учетом психофизиологических особенностей развития детей с конкретной патологией.
Коррекционная деятельность в обучении учащихся начальной школы вокалу реализуется в опоре на следующие психофизиологические аспекты:
- Музыкальное развитие является ведущим средством активизации внутреннего потенциала детей, имеющих те или иные отклонения в развитии;
- Вокальное обучение охватывает детей, имеющих проблемы с эмоциональным развитием, социальной адаптацией, коммуникативным взаимодействием со взрослыми и сверстниками и нарушенными способностями восприятия, концентрации внимания, дисфункциях нервной системы;
- Проведение предварительной диагностики развития учащихся и их музыкальных способностей;
- Развитие голосового аппарата и коррекция механизма его функционирования;
- Развитие навыков фонематического восприятия и фонетического произношения, которые сопряжены с постановкой голоса при пении, отработку темпа и ритма пения;
- Развитие навыков слухового восприятия музыкальных произведений, формирование звуковых образов и умений воспроизводить услышанное с помощью голосового представления;
- Психическое оздоровление организма. Оно обеспечивается за счет формирования ситуаций успеха в вокальном искусстве, развитие основ эмоционального восприятия музыкального творчества, формирование терпеливости, выносливости, снятия нервного напряжения.
Эмоциональный комфорт на уроках вокала как основное условие реализации коррекционно-развивающего обучения в начальной школе
Эмоциональный комфорт – основа психофизиологического развития учащихся с различными отклонениями в развитии.
Создание эмоционального комфорта лежит в основе коррекционного обучения и реализуется, посредством музыкальной учебной деятельности. Уроки вокала позволяют сформировать у учащихся начальных классов коррекционной школы устойчивый интерес к музыке и выработать музыкальный вкус. Посредством хорового пения удается снять психологическую замкнутость учащихся и скорректировать различные психоэмоциональные дефекты, являющиеся следствием существующих патологий развития и адаптации к школьному обучению.
Вокальное творчество позволяет учащимся с особенностями развития обрести уверенность в себе, активизировать работу всех органов чувств, тем самым, обеспечивая интенсификацию процессов развития учащихся.
Кроме того, занятия вокалом развивают голосовые связки, формируют координацию движений, стимулируют работу артикуляционного аппарата, что положительно сказывается на физическом развитии учащихся и создает баланс функционирования их эмоциональной сферы.
На уроках вокала, часто используются элементы логоритмики, которые ориентированы на развитие интеллектуальной сферы детей и воздействие на их психоэмоциональные процессы.