Радиация – это ионизирующее излучение. Оно способно оказать негативное воздействие на организм человека. Потому, на уроках ОБЖ реализуется отдельное изучение аспектов воздействия радиации на организм. Такие уроки имеют свою специфику проведения.
Особенности методики проведения уроков ОБЖ по темам безопасного поведения при радиоактивном заражении
В основу обучения учащихся средней и старшей школы поведению при радиоактивном заражении положены принципы методики безопасной жизнедеятельности и формирования основ безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Методика обучения поведению при радиоактивном заражении нацелена на формирование у учащихся знаний об основах безопасного поведения при возникновение разнородных аварий с выбросом радиоактивных веществ и выработку навыков самозащиты при данных обстоятельствах.
Учебное занятие по формированию навыков поведения при радиоактивном заражении имеет следующие особенности проведения:
- Связь теории с практикой. Предполагается, что учащимся дается теория о радиации, видах и формах радиоактивности, проблемах, связанных с радиацией, правилах поведения в случаях возникновения радиоактивного выброса, а также, реализуется тренировка практических навыков деятельности, направленных на совершение правильных действий в ходе возникновения аварии с выбросом радиации, а также, формирование привычек безопасного поведения и жизнедеятельности.
- Соответствие оснащения кабинета, в котором проводятся уроки ОБЖ, конкретной теме занятия. Здесь, требуется наличие макетов и муляжей, отражающих расположение опасных радиоактивных объектов, защитных сооружений, а также наличие специальных защитных средств, помогающих защитить организм от попадания в него радиации или, максимально минимизировать ее количество.
- Использование специальных программных продуктов. Предполагается применение компьютерных программ, которые способные представить в более наглядной форме радиационные выбросы и методы защиты от них, а также, ориентированы на обучение населения действиям в случае возникновения радиационных аварий.
- Соответствие представления информации уровню развития учащихся конкретной возрастной группы. Что касается подросткового возраста, то учащиеся полноценно воспринимают информацию, представленную в наглядной форме. Особенно, это касается аспектов отрицательного влияния радиации на организм человека.
- Поэтапное проведение учебного занятия. Уроки радиации должны иметь поэтапную структуру представления информации. Предполагается первоначальная подготовка учащихся к исследуемой теме, формирование у них заинтересованности данным вопросом. Затем формируются теоретические знания о радиации и рассматриваются вопросы практической деятельности по предотвращению, борьбе и устранению радиоактивных выбросов.
- Проведение бинарных занятий. На уроки ОБЖ могут привлекаться педагоги по физике и химии. В 9 классе изучается тема, связанная с радиацией в курсе физики, а на уроках химии изучаются химические вещества и их составные компоненты.
- Использование кейс-методов в работе. Они предполагают проведение исследования реальной ситуации, отражающей практическое воздействие радиации и, требующих использования своих теоретических знаний о радиации для решения, поставленной проблемы. Кейс-методы повышают познавательную заинтересованность учащихся.
В ходе уроков о влиянии радиации на организм подростков, роль педагога сводится к доступной форме представления информации о радиоактивных веществах, отрицательном воздействии радиации на организм, особенностях аварий с радиоактивными выбросами. Как правило, в ходе объяснения педагог использует объяснительно-иллюстративные методы. Применяются схемы облучений, таблица химических веществ Менделеева, а также мультимедийные средства – презентации, видеоматериалы, ориентированные на представление случаев выброса радиации и их отрицательных последствий для отдельного человека и общества.
Методика предполагает применение проектного обучения в домашней работе. К примеру, учащимся может быть предложено проанализировать опасные радиоактивные объекты конкретной местности, изучить естественное и искусственное облучение, которое имеется в конкретной местности.
Этапы проведения уроков о влиянии радиации
Уроки ОБЖ по темам радиации и ее воздействия на организм реализуется в течение следующих этапов:
- Организационный этап. Он ориентирован на подготовку учащихся к теме учебного занятия, ее восприятию и осознанию. На данном этапе определяется цель занятия, формируется интерес учащихся к изучаемому вопросу и актуализируются их знания по данной области. Чтобы актуализировать знания учащихся, можно привести примеры из уроков химии, затрагивающих изучение свойств радия, урана, стронция, спросить учеников о событиях катастрофы на Чернобыльской АЭС, о которых им рассказывали на уроках истории.
- Теоретическое рассмотрение темы. Происходит ознакомление учащихся с понятием радиации, ее особенностями, природой возникновения, негативными сторонами реализации. Здесь же, происходит изучение естественных и искусственных источников излучения и продуктивных способов защиты от них, внешнее и внутреннее облучение человека и степень опасности каждого, нормы радиационной безопасности человека.
- Практическое рассмотрение темы. На данном этапе происходит закрепление теоретических навыков посредством применения различных методов работы, а также использования дополнительного оборудования: муляжи, защитные средства. Организуется работа в мини-группах, в ходе которой происходит командная борьба с радиоактивными выбросами, решение проблем радиации и предложение собственных идей по профилактике радиоактивного воздействия на организм человека в разных условиях проживания граждан.
- Заключительный этап. На данном этапе подводятся итоги работы на уроке, закрепляются теоретические знания и практические навыки безопасного поведения в условиях радиоактивных выбросов.