Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Профилактика правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательной организации

Факторы риска развития девиантного поведения у детей

Современное общество имеет острую проблему социальной дезадаптации детей и подростков. Безнадзорность и правонарушения детей являются актуальной проблемой государства. В связи с чем, оно поставило перед учреждениями образовательной системы задачу проведения профилактических мероприятий, направленных на борьбу с девиантным поведением несовершеннолетних, предотвращение их асоциализации и противозаконного поведения.

Педагогам необходимо наблюдать и оценивать поведение детей и подростков, особенно уделять внимание «трудным» детям, их коллективной адаптации. Каждый учащийся индивидуален и наблюдение за разными группами детей и подростков привело к выявлению следующих факторов риска развития девиантного поведения:

  1. Неблагоприятная семейная обстановка. Сюда входит и проживание в неполной семье, отклоняющееся поведение родителей, семейные конфликты, недостаточное внимание к ребенку, отсутствие заботы о нем.
  2. Социальная и экономическая незащищенность.
  3. Запущенность ребенка в педагогическом направлении. Здесь имеется в виду отсутствие у ребенка мотивации к получению знаний, незаинтересованность в посещении учебных занятий, плохая успеваемость.
  4. Попадание под дурное воздействие: плохой компании, другого лица, социальной среды.
  5. Отчужденность детей от семьи, учебного заведения, социума.
  6. Проявление антисоциального поведения в раннем возрасте.

В виду существующих факторов риска развития антисоциального поведения, учреждения образования разрабатывают систему мер, ориентированных на предотвращение противоправного поведения несовершеннолетних, сокращение числа противоправных действий детей и подростков, недопущения совершения учащимися преступлений разного рода.

Повседневная деятельность педагога проходит в постоянном напряжении. Они вынуждены выявлять детей со сложным поведением и предпринимать меры по его коррекции. Кроме того, необходимо обращать внимание на воспитание учащихся: формировать необходимые качества личности воспитанников, ориентироваться на развитие положительных черт характера, бороться с имеющимися недостатками. Для этого педагог применяет целесообразные методы и приемы педагогического воздействия.

Дети, которые подвержены влиянию плохих компаний и развитию противоправного поведения, как правило, учатся плохо, их поведение не отличается покладистостью, они постоянно оказываются участниками драк, часто остаются на второй год. Семьи не принимают участие в воспитании таких детей, и попытки педагога повлиять на родителей редко заканчиваются успехом, поскольку, родители, попросту не являются в школу на проведение беседы, не стремятся заниматься воспитанием ребенка.

«Профилактика правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательной организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Развитие правонарушений у несовершеннолетних детей может быть обусловлено следующими обстоятельствами:

  1. Неимение рациональной системы воспитания с детьми с раннего возраста;
  2. Представленность детей самим себе;
  3. Незнание интересов, желаний, стремлений и потребностей ребенка;
  4. Нестабильная обстановка в политической, экономической и социальной сферах общества;
  5. Активное внедрение в социальную сферу псевдокультур;
  6. Негативные тенденции семейных отношений;
  7. Неучастие родителей в жизни ребенка, его безнадзорность;
  8. Жесткое обращение с детьми его родителями или опекунами;
  9. Гиперопека детей;
  10. Сверхзанятость родителей в трудовой сфере деятельности;
  11. Отсутствие эмоциональной связи между детьми и окружением взрослых.
Замечание 1

Педагогическая запущенность является предвестником правонарушений детей и подростков. Она охватывает детей, которые выпадают из сферы нормального обучения и воспитания и имеют неправильно сложившиеся отношения с педагогом, коллективом учащихся, социальной средой.

Планирование работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Школьный этап является самым значимым в жизни ребенка. В школе он проводит большую часть своей жизни. В ней проходит его обучение, социализация. В стенах школы ребенок учится строить коммуникативные связи, взаимодействовать с разными возрастными категориями граждан. Поэтому школа должна обеспечить условия профилактики асоциального поведения, оказать помощь трудным подросткам, помочь детям в самореализации и самоутверждении личности.

План мероприятий по профилактике правонарушений имеет следующую структуру:

  1. Составление плана годовой деятельности социального педагога. Профилактическая работа носит плановый характер. В плане прописываются основные направления работы по реализации профилактических мероприятий, а также составляются прогнозы этой деятельности;
  2. Проведение анализа деятельности учащихся в течение предыдущего учебного года и выявление отстающих детей, а также детей, не посещающих занятия, не имея на то уважительной причины;
  3. На каждого выявленного «трудного» учащегося составляются документы, ставящие их на школьный учет и контроль;
  4. Группировка «трудных» учащихся по их социальному статусу. Дети относятся к группам: малообеспеченных, представителям многодетных семей или социально неблагополучных;
  5. Проводится контроль успеваемости учащихся, поставленных на учет и определяются причины их отсутствия в школе. Этим занимаются классные руководители, внося данные в журнал учета ежедневно;
  6. Уведомление родителе учащихся, поставленных на учет и проведение бесед с ними. Классные руководителя ежемесячно должны посещать семьи «трудных» учащихся, выявляя условия их проживания и оценивая семейный микроклимат, а также вызывать родителей на беседы, консультации;
  7. Проведение индивидуальной работы с учащимися, поставленными на учет. К каждому ребенка подбирается индивидуальный подход, на основе его социального статуса, причин развития асоциального поведения, факторов риска, интересов и потребностей. Осуществляется разработка программы развития «трудного» учащегося, включающей диагностические мероприятия, включение в полезную трудовую деятельность, внеурочную активную деятельность разной направленности;
  8. В течение учебного года, в школах должны быть организованы беседы на тему правонарушений и ответственности за них с привлечением соответствующих специалистов;
  9. Пропаганда здорового образа жизни. В течение года должны быть проведены беседы о вреде табакокурения, употребления наркотических и алкогольных средств;
  10. Ежемесячно должны быть проведены профилактические беседы социального педагога, касающиеся необходимости следовать закону, уважать его нормы, о несении наказания за правонарушения разного рода;
  11. Проверка и контроль посещения «трудными» учащимися дополнительных мероприятий;
  12. Проведение анализа и оценки профилактической работы.
Дата последнего обновления статьи: 29.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot