Понятие интернет-зависимости и ее виды
Зависимость, или аддикция – это навязчивая потребность, которую чувствует человек, подталкивающая его к какому-либо типу деятельности.
Компьютерная зависимость – это нехимическая зависимость, проявляющаяся навязчивой потребностью пользоваться компьютером и интернетом, что сопровождается социальной дезадаптацией и выраженной психической симптоматикой.
Впервые о компьютерной зависимости начали говорить в начале 80-х годов ХХ века американские ученые. На сегодняшний день существование компьютерной зависимости признано не всеми учеными, изучающими психические расстройства, но сам феномен формирования патологической связи человека и компьютера очевиден и приобретает все больший масштаб.
Классификация видов компьютерной зависимости:
- финансовая потребность – азартные игры в интернете, ненужные он-лаин покупки или постоянное участие в интернет-аукционах;
- пристрастие к просмотру фильмов и сериалов;
- постоянный веб-серфинг, влекущий за собой информационную перегрузку;
- постоянный поиск информации в интернете;
- виртуальное общение и знакомства;
- игровая зависимость.
Причины и симптомы возникновения компьютерной зависимости
Человек – социальное существо. Информация для него крайне важна. Компьютер - мощный инструмент обработки и хранения информации, а также благодаря компьютеру можно получить практически любую информацию. Именно это привлекает людей, страдающих от компьютерной зависимости.
Основа формирования такого типа зависимости – нарушение механизмов психики, направленных на восприятие мира и обработку информации. На сегодняшний день посредством компьютерной техники и программного обеспечения создается иллюзия реальности, в которую погружается человек, находясь за компьютером.
Интернет предоставил возможность виртуального общения, что крайне важно для застенчивых и неуверенных людей, особенно подростков, которые хотят общения, но не могут найти его в окружающем обществе.
Часто подростки увлекаются играми на компьютере и в интернете, так как они имеют продвинутое звуковое и видеосопровождение, которыми создается ощущение реальности, и могут отстранить играющего от восприятия окружающей действительности.
Преимущественно, компьютерная зависимость формируется в связи со скрытой или явной неудовлетворенностью окружающим миром и отсутствием возможности самовыражения, страхом быть непонятым.
Разработана серия диагностических критериев, которые помогают определить наличие у индивида патологического пристрастия к компьютеру. Симптомы разделяют на психические и физические:
- психические симптомы включают потерю контроля над временем, проведенным за компьютером, невыполнение данных самому себе обещаний об уменьшении этого времени, намеренная ложь о причинах и продолжительности времени за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и своему внешнему виду. Смешенное чувство радости и вины при работе за компьютером, раздражение, если время проведенное за компьютером, сократилось.
- физические симптомы – нарушения со стороны глаз (снижение остроты зрения, синдром сухого глаза); опорно-двигательного аппарата (сколиоз, сгорбленность и прочие проблемы, вызываемые продолжительным нахождением в одной позе у компьютера).
К признакам компьютерной зависимости у подростков можно отнести следующие явления:
- снижение школьной успеваемости;
- систематические прогулы;
- пересдача контрольных, зачетов и экзаменов;
- беспричинные скачки настроения;
- болезненная реакция на критику, советы и замечания;
- враждебное отношение к родителям и родственникам;
- эмоциональное отчуждение;
- ухудшение концентрации внимания и памяти;
- ограничение реального общения с друзьями и родителями;
- отказ от хобби.
Профилактика компьютерной зависимости у подростков
Для преодоления проблемы зависимости ребенка от компьютера, необходимо привить ему здоровый образ жизни, общение с природой, творческие прикладные увлечения, например, рисование, которое способно вывести человека из зависимости.
Самый сложный, длительный, но верный процесс профилактики зависимости – это воспитание, которые включает в себя поэтапную работу учителей и родителей с детьми. Подросткам необходимо самовыражение. Если у них отсутствуют инструменты самовыражения, то они обратятся к компьютеру и интернету, создающим иллюзию реальных и безграничных возможностей без ответственности за свои действия. Это разрушает психику детей и их отношения с родителями и ровесниками. Чтобы этого не произошло, круг интересов ребенка должен быть разнообразен.
Нужно прививать ребенку мысль о том, что компьютер – это только часть жизни, хотя и неотъемлемая в современном обществе, но не главный подарок за хорошее поведение.
Советы родителям:
- регламентация времени, проводимого ребенком за компьютером;
- демонстрация личного положительного примера;
- использование позитивных возможностей компьютера. Пусть ребенок учится программированию, веб-дизайну, изучает компьютерную графику и анимацию. Для этого желательно, чтобы ребенок получал помощь заинтересованного взрослого и заодно обсуждал с ним свои дела и проблемы, что устраняет необходимость виртуального общения;
- предложение альтернативного времяпрепровождения, желательно совместно с родителями;
- использование компьютера в качестве элемента эффективного воспитания, то есть как поощрение, например, за выученные уроки или уборку комнаты, но при условии ограничения времени;
Помимо того, родителям нужно изучать игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут являться причиной бессонницы или панических атак, обсуждать игры с детьми, научить детей критически воспринимать интернет, демонстрировать, что это только одно из доступных развлечений, а жизнь очень разнообразна и никакое виртуальное общение не может заменить реальных друзей.