Развитие и формирование голоса в онтогенезе
Голосообразование – это сложнейший механизм работы органов дыхания и голосового аппарата. Чтобы речь была разборчивой и достаточно громкой, необходимо, чтобы совместно реализовывались артикуляторная, голосовая и резонаторная функции. Любое нарушение этих функций вызывает нарушения голоса.
Становление голосовой функции начинается в момент рождения и проявляется первым криком новорожденного, который заключается в непрерывном звучании гласного звука и носит рефлекторный характер. В данном процессе принимают участие и голосовые складки, и дыхание, и резонаторы. Крик здорового ребенка может быть охарактеризован в качестве продолжительного и звонкого голоса с коротким вдохом и удлиненным выдохом. Крик новорожденного приобретает разную обертональную окраску на основании того, в каком состоянии пребывает ребенок.
К трехмесячному возрасту крик становится условно-рефлекторным и становится интонационно выразительным. В связи с этим после рождения ребенка можно сказать, что началось формирование функции общении, так как первый крик ребенка уже интонационно обогащен. Частота крика у здоровых детей постепенно начинает снижаться, и появляются специфические голосовые реакции, называемые гулением.
Следующая стадия вокализации – лепет – наступает примерно в 6 месяцев. Гуление состоит из звуков, напоминающих гласные, а лепет является сочетанием звуков похожих на комбинации гласных и согласных.
Создание звука обеспечивают гортань и голосовые связки. Некоторыми авторами отмечено различия в топографо-анатомическом положении гортани человека во взрослом и детском возрасте. В детском возрасте все органы, а также голосовой аппарат, проходят продолжительный путь развития до полноценного функционирования. Голос с его тембром, высотой, силой и выразительностью совершенствуется вместе с целостным развитием организма человека. Основные особенности развития голосового аппарата – диспропорция роста, отсутствие постепенности и неодновременности окончания роста разных органов голосового аппарата.
В детстве отмечаются особенности дыхания, ограничивающие глубину вдоха, силу голоса и продолжительность звучания, ввиду того, что :
- носовые ходы, гортань, глотка, трахея и бронхи весьма узкие и покрыты тонкой слизистой оболочкой;
- эластическая и мышечная ткани слабо развиты;
- хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются;
- грудная клетка приподнята, ребра во время дыхания не опускаются достаточно низко, как у взрослых людей.
Иными словами, процесс развития голосового аппарата человека – сложнейший процесс, который сопровождается постоянными изменениями, важная роль в которых отведена полноценному функционированию ЦНС. Необходимое условие нормального развития – наличие целого ряда благоприятных обстоятельств и исключение всех моментов, препятствующих правильному развитию и деятельности голосового аппарата.
Этиология и классификация голосовых нарушений у детей
Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство фонации в связи с патологическими изменениями голосового аппарата.
По степени выраженности принято разделять голосовые нарушения на дисфонии - искажения акустических характеристик голоса и афонию – отсутствие способности голосообразования, то есть полное отсутствие голоса.
Голосовые нарушения могут проявляться в качестве признаков самостоятельного заболевания или входить в состав других типов речевых расстройств типа дизартрии, ринолалии и заикания.
Нарушения фонации в качестве сложного нервно-мышечного акта состоят из следующих элементов:
- снижение способности настраивать вокальные мускулы и элементы резонаторной системы, которая соответствует оптимальному импедансу;
- потеря ларингеальной мышечной активности, регулируемой афферентными импульсами, которые следуют из рецепторной системы слизистой оболочки мышц и суставов;
- нарушение слуховой обратной связи и коррекция продуцируемого голоса посредством слухового самоконтроля.
И дисфонии, и афония могут быть рассмотрены как проявления органических изменений или нарушений в функционировании одного или нескольких звеньев нервно-мышечного акта, в том числе на уровне переферического органа, то есть гортани, нервно-мышечного аппарата, а также проводящих путей разных отделов ЦНС.
Акустические параметры голоса могут быть искажены из-за нарушений голосообразующей и голосооформительной частей фонаторного аппарата, а также в случае нарушения их взаимной настройки. По патогенезу выделяют три варианта нарушений акта голосообразования:
Нарушения двигательной активности голосовых складок:
- ритмичность колебательных движений и несинхронные колебания;
- сила, то есть чрезмерное возрастание или спад амплитуды колебательных движений, вызванный искажением колебательных способностей голосовых мышц.
Нарушение способности реализовывать фазу смыкания голосовых складок:
- неполнота смыкания – визуально выглядит как щели разной формы, остающиеся между голосовыми складками при фонации, а также чрезмерное смыкание, когда одна голосовая складка находит на другую;
- полное несмыкание – в ситуации отсутствия одной или обеих голосовых складок.
Дискоординаторные расстройства проявляются нарушением регуляции и координации всех компонентов фонаторной системы.
Голосовые нарушения могут происходить как у взрослых людей, так и у малышей или подростков. Главной проблемой детей является то, что потеря или нарушение голоса оказывают воздействие не только на процесс их речевого развития, но и на общее развитие. Также это может оказывать воздействие на процесс формирования личности.
Этиология голосовых нарушений рассматривается на основании механизмов нарушений фонации и сроков их проявления.
Органические нарушения голоса могут быть подразделены на:
- ряд врожденных аномалий строения и функций голосового аппарата;
- различные травмы гортани;
- новообразования в гортани.
Особая группа включает голосовые нарушения, связанные с потерей или недостаточностью слухового восприятия из-за заболеваний слуховых органов.