Проектный тест «Сказка» (автор доктор Луиза Дюсс) – это тест, направленный на выявление эмоционально-личностных особенностей и проблем детей, в возрасте от 4-х до 10-ти лет.
Характеристика и правила проведения теста
Проективный тест «Сказка» был разработан Луизой Дюсс – детским психологом и доктором наук. Данный тест рассчитан на проведение диагностической методики среди детей в возрасте от 4-х лет. Однако он может быть использован и с детьми младшего возраста, в том случае если они способны выразить свои чувства и мысли.
Цель теста «Сказка» - выявление наличия в поведении детей спонтанных и эмоциональных реакций, посредством их идентификации с героями определенных сказок.
Тест может проводить психолог, учитель, воспитатель, родители. Полученные ответы на вопросы, которые исследователь задает в конце каждой сказки, тщательно фиксируют, а затем анализируют. В процессе ответа ребенка, исследователь ни в коем случае не должен его поправлять или комментировать ответ.
В том случае, если во время чтения сказки у ребенка проявляются такие реакции как невнимательность, волнение, безразличие или он прерывает процесс рассказывания, отказывается отвечать на вопросы, то всё это указывает на патологическую реакцию ребенка на тест, наличие возможных психологических расстройств, которые необходимо исследовать более тщательно с использованием других методик.
В процессе тестирования исследователь должен отбирать не только положительные, но и отрицательные результаты, сопоставлять их с данными, которые были получены в рамках проведения других диагностических методик (если таковые проводились).
Стимульный материал теста представлен десятью сказками, которые исследователь по очереди зачитывает детям, после каждой ребенку задают вопрос.
Суть сказки заключается в том, что её герой (животное или ребенок), оказывается в конкретной ситуации, представляющей собой стадию развития бессознательного.
Гипотеза всех сказок следующая: история, которую рассказывает исследователь, должна потрясти ребенка своей реалистичностью, вызвать у него ассоциативную цепочку, которая укажет на определенный комплекс.
В том случае, если ребенок входит в так называемую «статистическую норму», то он дает повторяющиеся и чаще всего банальные ответы.
По своей природе тест является динамическим, предусматривающим глобальную интерпретацию результатов, учитывающую все полученные ответы в комплексе.
Качество интерпретации теста зависит от того как именно исследователь осуществлял анализ. К интерпретации необходимо подходить вдумчиво, кропотливо анализируя каждый ответ. Также в процессе интерпретации необходимо опираться на психоаналитическую концепцию, обязывающую учитывать возраст ребенка.
Правила проведения теста
Инструкция проведения теста «Сказка» Л. Дюсс:
- Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально.
- Исследователь рассказывает ребенку сказки, основной фигурой которых является герой.
- Характер героя должен быть таким, чтобы ребенок при прочтении сказки идентифицировал себя с ним. То есть герой должен быть интересным, ярким и динамичным.
- После прочтения сказки исследователь задает ребенку один вопрос. Ответ ребенка фиксируется.
Таким образом, процесс проведения теста достаточно прост, так как все дети любят слушать сказки.
При чтении сказки исследователь должен внимательно следить за реакцией ребенка, а также обращать внимание на то, как он отвечает на заключительный вопрос. Следует фиксировать телесные реакции, поведение, мимику, жесты. Кроме того, педагог фиксирует, есть ли разница между поведением ребенка во время теста и его повседневным поведением. Согласно Л. Дюсс, особо необходимо обратить внимание на следующие нетипичные поведенческие реакции ребенка:
- просьба прервать сказку;
- стремление перебить рассказчика;
- предложение неожиданных или необычных концовок сказок:
- поспешные и торопливые ответы на заключительные вопросы;
- изменение тона, тембра и высоты голоса;
- некоторые признаки волнения во внешнем виде и на лице (излишние бледность или покраснение, потливость, небольшие тики, переминание ногами или руками и т.д.);
- отказ отвечать на заключительный вопрос;
- устойчивое желание опередить события сказки, либо напротив постоянно стремиться начать ее сначала.
Все эти проявления в поведении Л. Дюсс считала признаками определенной патологической реакции на тест, которую необходимо рассматривать как сигналы некоего психологического расстройства и ни в коем случае не допускать их игнорирования.
Во время проведения тестирования исследователю также необходимо помнить, что всем детям свойственно после прочтения сказок и их пересказывания, придумывать истории, при этом искренне выражать и проявлять свои чувства, вне зависимости от того положительные они или негативные (агрессия). Важно только, чтобы процесс прослушивания и пересказа были добровольными и не носили навязчивого характера.
В том случае, если ребенок не желает слушать сказки, избегает этого, сам процесс вызывает у него беспокойство и тревогу, то необходимо обратить на это внимание и принять соответствующие меры. Избегание сложных жизненных ситуаций – это признак страха и неуверенности.
Виды сказок
Сказки, используемые в проективном тесте Л. Дюсс:
Сказка «Птенец»
Цель: выявление степени зависимости ребенка от одного или обоих родителей.
Сказка «Ягненок»
Цель: выявления уровня стресса, которые был перенесен ребенком при отнятии от грудного кормления.
Сказка «Годовщина свадьбы папы и мамы»
Цель: определение того, как видит ребенок собственное положение в семье.
Сказка «Страх»
Цель: выявление наличия у ребенка страхов.
Сказка «Слоненок»
Цель: определения возможных проблем, связанных с развитием сексуальности у ребенка.
Сказка «Прогулка»
Цель: выявляет уровень привязанности ребенка к родителю противоположного пола и уровень враждебности к родителю одного с ним пола.
Сказка «Новость»
Цель: выявление у ребенка наличия тревожных состояний, скрытого и невысказанного беспокойства.
Сказка «Дурной сон»
Цель: получение общей объективной картины детских проблем (переживаний, беспокойств и т.д.).
Сказка «Похороны»
Цель: выявление отношения ребенка к смерти, а также к агрессивности и стремлению к разрешению конфликтов смертью.
Сказка «Страх»
Цель: выявить характер, содержание и направленность детских страхов.