Сущность понятия «продуктивная деятельность». Виды изобразительной деятельности
Продуктивная деятельность – это действия, которые направлены на получение определенного результата или продукта.
Действиями продуктивного характера у детей выступают изобразительная и конструктивная деятельности. Изобразительная деятельность – это рисование, лепка и аппликация. Конструирование включает моделирование из бумаги.
Рисование предполагает изображение предметов окружающей действительности на бумаги и представляет важный аспект детского развития. При познании мира, получении ежедневно новых впечатлений от обыденных вещей, ребенок накапливает бесценный опыт. Эти ощущения превращаются в прочную основу для дальнейшего познания окружающего мира.
Природа обладает разнообразными формами, размерами и оттенками. Посредством использования разных красок или карандашей, ребенок может не просто передать сходство рисунка с реальностью, но и продемонстрировать свое отношение к определенным предметам. Родители должны поощрять такую деятельность и иногда подвергать рисунки анализу.
Лепка. Дети очень любят лепить из пластилина и глины. Для дошкольников крайне важно развитие мелкой моторики. Изготовление мелких деталей способствует развитию усидчивости и трудолюбия.
Нервные окончания на пальцах, во время работы с пластилином, активно задействуются, оказывая общее положительное воздействие на здоровье и развитие детей дошкольного возраста.
Лепка – прекрасное средство развития творческих способностей детей. Она помогает формировать представление о композиции, ширине и высоте, то есть у ребенка идет формирование пространственного мышления.
Аппликация – еще один изобразительный продуктивный вид деятельности дошкольников. Это занятие, на первый взгляд простое, развивает у детей множество полезных навыков:
- при выполнении аппликаций задействуется мускулатура рук, приводя к улучшению координации движений;
- данная деятельность связана с другими полезными навыками: работой с клеем, умением правильно орудовать ножницами и раскладывать заготовки на рабочем поле;
- развитие понятия о композиции. Раскладывая фигуры разных форм, цветов и размеров на рабочем поле, ребенком создается собственная композиция, то есть он учится размещению деталей, комбинированию цветов и пр.;
- ребенок пополняет словарный запас названиями фигур и пространственными понятиями. Данные навыки могут пригодиться не только в детском саду, но и в школе на математике.
Иными словами, изобразительные виды продуктивной деятельности дошкольника играют развлекающую роль, а также развивающую. Необходимо уделать пристальное внимание их формированию, даже если кажется, что такая деятельность не несет никакой нагрузки.
Конструктивные виды деятельности дошкольника
Конструирование – важнейшее занятие для развития навыков ребенка. Сегодня можно выполнять модели из различных материалов: природных, бумаги, конструктора и пр.
В процессе работы с разнообразным материалом, дети усваивают множество знаний:
- формируются понятия о центре объекта, его углах, высоте и ширине, пропорциях, симметрии;
- возможность увидеть своими глазами, как из плоского объекта при осуществлении нескольких преобразований получаются объемные фигуры;
- развивается аналитическая сторона мышления. Чтобы сконструировать какой-то предмет, необходима определенная задумка или замысел, только при создании плана действий, ребенок должен приступать к работе.
Также конструирование способствует развитию пространственного мышления, но оно более энергозатратное и предполагает большую внимательность и усидчивость.
Конструирование из бумаги представляет оригинальный способ развития фантазии.
Иными словами, конструктивная деятельность детей способствует развитию массы полезных навыков, которые могут пригодиться им в дальнейшем обучении.
Развитие у детей продуктивных навыков в дошкольном возрасте
Развитие у детей продуктивных навыков в дошкольном возрасте способствует развитию эстетической, нравственной, умственной и физической сторон мышления детей.
Современная система образования, претерпевающая ряд изменений, совсем недавно пришла к тому, что детские сады включили в часть всей системы. Иными словами, развитие ребенка начинается уже в детском саду. Там опытные воспитатели и педагоги помогают раскрывать потенциал ребенка и максимально развивать все положительные качества, заложенные в нем.
Развивать детей – основная задача дошкольного образования.
Ребенок в образовании превращается не в объект, на который воздействуют педагоги, а субъект, который сам играет центральную роль в своем развитии.
То есть не педагог должен вкладывать в воспитанника знания, а сам ребенок должен стремиться в добыче необходимой информации. Этот феномен появился в связи с гуманизацией и демократизацией образования, когда внимание переместилось с учителя или воспитателя на учащегося, и именно он превращается в центр воспитательной деятельности.
Совершенствование навыков, которые ребенок получил в дошкольном учреждении, поможет и детям, и взрослым. Родитель сможет легче понимать собственного ребенка, а ребенку интересно демонстрировать собственной семье, что он умеет делать. Именно это объясняет важность развития продуктивных навыков.
Можно заметить, что продуктивные навыки, которые развивались в период дошкольного детства, обладают определенными плюсами:
- развиваются эстетические и нравственные чувства воспитанника;
- совершенствуется умственная и физическая стороны ребенка;
- формируются понятия о пространстве, композиции и форме;
- дети приобретают дополнительные навыки работы с инструментами и канцелярскими принадлежностями;
- развивается усидчивость, трудолюбие и логика.
Чтобы достичь всего этого, необходимо обеспечить ребенка необходимым объемом материалов и постараться вместе с ребенком смастерить поделку, слепить фигурку и нарисовать картинку. Это доставит удовольствие и родителю, и взрослому, и помогает сделать ребенку шаг к будущему успешному образованию.