Проблемы теории научения
Научение – это приобретение субъектом деятельности новых способов осуществления деятельности, их фиксация или модификация.
Понятие научения только в последние годы начинает использоваться психологами в качестве наиболее широкого понятия, отражающего процесс и результат приобретения человеком личностного, уникального опыта. В связи с этим выделяют несколько актуальных проблем, которые требуют дальнейшего изучения:
- проблема соотношения и разграничения понятий научение, учение и обучение;
- проблема соотношения и разграничения эффекта научения и созревания или развития. Это связано с тем, что совсем не все, связанное с развитием, может называться научением. Например, оно включает процессы и результаты, характеризующие процессы биологического созревания организма, разворачиваются и протекают в соответствии с биологическими, а в частности, генетическими законами, несмотря на тесную связь процессов созревания и приобретения организмом нового и изменением уже имеющегося опыта. С одной стороны, научение практически всегда основано на определенных уровнях биологической зрелости организма, с другой стороны, обучение и учение в некоторой степени оказывают влияние на созревание организма;
- проблема выявления общих законов и закономерностей научения, так как на их основании могут быть рассмотрены частные законы формирования учебных умений и навыков;
- проблема выделения видов, механизмов и условий эффективного научения.
Виды научения
Все известные типы научения можно разделить на две группы: ассоциативное и интеллектуальное.
Ассоциативное научение характеризуется образованием связей между некоторыми элементами реальности, поведения, физиологическими процессами или психической деятельностью, основанной на смежности этих элементов – физической, психической или функциональной.
Со времен Аристотеля и до настоящего времени, основа принципа научения – ассоциация по смежности – формулируется похожим образом. Когда отмечается повторяемость двух событий через небольшой интервал, то есть наличие временной смежности, они начинают ассоциироваться друг с другом так, что возникновение одного события вызывает в памяти другое.
Павлов И.П. – русский физиолог, первым начал исследовать в лабораторных условиях свойства ассоциативного научения. Он обнаружил, что просто звук колокольчика изначально не меняет поведение собаки, но после регулярного звона во время кормежки, через определенный промежуток времени, у собаки вырабатывается условный рефлекс: звонок колокольчика сам по себе начинает вызывать у нее слюнотечение.
Павлов измерял степень научения количеством выделившейся слюны при звонке, который не сопровождается кормежкой. Метод выработки условных рефлексов базируется на использовании уже имеющейся связи специфической формы поведения (слюноотделение) и некоторого события (появления еды), которым и вызывается эта форма поведения.
В ходе формирования условного рефлекса, в данную цепочку включают еще нейтральное событие (звонок), которое начинает ассоциироваться с естественным событием (появление еды) настолько, что выполняет его функцию.
Психологи во всех деталях исследовали ассоциативное научение методом так называемых парных ассоциаций: вербальные единицы, то есть слоги или слова, заучивают парами, впоследствии предъявление одного члена пары вызывает вспоминание другого. Данный тип научения используется при необходимости изучить иностранный язык: незнакомое слово образует пару с эквивалентом в родном языке, и эту пару заучивают до того момента, пока при предъявлении иностранного слова не будет воспринят тот смысл, который имеет слово в родном языке.
При интеллектуальном научении предмет отражения и освоения – существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.
Уровни научения
Каждый из рассмотренных типов научения может быть разбит на два подтипа:
- рефлекторный;
- когнитивный.
Если научение выражается усвоением определенного набора реакций и стимулов, оно считается рефлекторным, если же усваиваются определенные знания и действия, имеет место когнитивное научение.
Процесс научения идет постоянно, в самых разных ситуациях и видах деятельности. На основании пути, благодаря которому достигается научение, выделено сразу два разных уровня – рефлекторный и когнитивный.
Рефлекторный уровень предполагает, что процесс научения будет бессознательным и автоматическим. Таким путем ребенок учится, например, отличать цвета, звуки речи, ходить, доставать и передвигать предметы. Рефлекторный уровень научения сохранен и у взрослых людей, например, когда он не специально запоминает отличительные черты предметов и усваивает новый типы движений.
Более характерным для человека выступает когнитивный уровень научения, высший, выстраивающийся на основании усвоения новых знаний и новых способов действий через сознательное наблюдение, экспериментирование, осмысление и рассуждение, упражнения и самоконтроль. Именно когнитивный уровень научения и отличает процессы научения у животных и человека. При этом ни рефлекторный, ни когнитивный уровень научения не превратится в учение, если им управляет какая-либо иная цель, кроме цели усвоить определенный набор знаний и действий.
Как было показано рядом исследований, в некоторых случаях стихийное и непреднамеренное научение, может демонстрировать высокую эффективность. Например, ребенок лучше запомнит то, что будет связано с его активной деятельностью и будет нужно для ее выполнения, чем то, что он вынужден заучивать специально. Однако в целом преимущество всегда будет за сознательным и целенаправленным учением, то есть когнитивным, так как только благодаря ему можно систематизировать и углубить получаемую информацию.