Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы теории научения

Проблемы теории научения

Определение 1

Научение – это приобретение субъектом деятельности новых способов осуществления деятельности, их фиксация или модификация.

Понятие научения только в последние годы начинает использоваться психологами в качестве наиболее широкого понятия, отражающего процесс и результат приобретения человеком личностного, уникального опыта. В связи с этим выделяют несколько актуальных проблем, которые требуют дальнейшего изучения:

  • проблема соотношения и разграничения понятий научение, учение и обучение;
  • проблема соотношения и разграничения эффекта научения и созревания или развития. Это связано с тем, что совсем не все, связанное с развитием, может называться научением. Например, оно включает процессы и результаты, характеризующие процессы биологического созревания организма, разворачиваются и протекают в соответствии с биологическими, а в частности, генетическими законами, несмотря на тесную связь процессов созревания и приобретения организмом нового и изменением уже имеющегося опыта. С одной стороны, научение практически всегда основано на определенных уровнях биологической зрелости организма, с другой стороны, обучение и учение в некоторой степени оказывают влияние на созревание организма;
  • проблема выявления общих законов и закономерностей научения, так как на их основании могут быть рассмотрены частные законы формирования учебных умений и навыков;
  • проблема выделения видов, механизмов и условий эффективного научения.

Виды научения

Замечание 1

Все известные типы научения можно разделить на две группы: ассоциативное и интеллектуальное.

Ассоциативное научение характеризуется образованием связей между некоторыми элементами реальности, поведения, физиологическими процессами или психической деятельностью, основанной на смежности этих элементов – физической, психической или функциональной.

Со времен Аристотеля и до настоящего времени, основа принципа научения – ассоциация по смежности – формулируется похожим образом. Когда отмечается повторяемость двух событий через небольшой интервал, то есть наличие временной смежности, они начинают ассоциироваться друг с другом так, что возникновение одного события вызывает в памяти другое.

Павлов И.П. – русский физиолог, первым начал исследовать в лабораторных условиях свойства ассоциативного научения. Он обнаружил, что просто звук колокольчика изначально не меняет поведение собаки, но после регулярного звона во время кормежки, через определенный промежуток времени, у собаки вырабатывается условный рефлекс: звонок колокольчика сам по себе начинает вызывать у нее слюнотечение.

«Проблемы теории научения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Павлов измерял степень научения количеством выделившейся слюны при звонке, который не сопровождается кормежкой. Метод выработки условных рефлексов базируется на использовании уже имеющейся связи специфической формы поведения (слюноотделение) и некоторого события (появления еды), которым и вызывается эта форма поведения.

В ходе формирования условного рефлекса, в данную цепочку включают еще нейтральное событие (звонок), которое начинает ассоциироваться с естественным событием (появление еды) настолько, что выполняет его функцию.

Психологи во всех деталях исследовали ассоциативное научение методом так называемых парных ассоциаций: вербальные единицы, то есть слоги или слова, заучивают парами, впоследствии предъявление одного члена пары вызывает вспоминание другого. Данный тип научения используется при необходимости изучить иностранный язык: незнакомое слово образует пару с эквивалентом в родном языке, и эту пару заучивают до того момента, пока при предъявлении иностранного слова не будет воспринят тот смысл, который имеет слово в родном языке.

При интеллектуальном научении предмет отражения и освоения – существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.

Уровни научения

Каждый из рассмотренных типов научения может быть разбит на два подтипа:

  • рефлекторный;
  • когнитивный.

Если научение выражается усвоением определенного набора реакций и стимулов, оно считается рефлекторным, если же усваиваются определенные знания и действия, имеет место когнитивное научение.

Процесс научения идет постоянно, в самых разных ситуациях и видах деятельности. На основании пути, благодаря которому достигается научение, выделено сразу два разных уровня – рефлекторный и когнитивный.

Рефлекторный уровень предполагает, что процесс научения будет бессознательным и автоматическим. Таким путем ребенок учится, например, отличать цвета, звуки речи, ходить, доставать и передвигать предметы. Рефлекторный уровень научения сохранен и у взрослых людей, например, когда он не специально запоминает отличительные черты предметов и усваивает новый типы движений.

Более характерным для человека выступает когнитивный уровень научения, высший, выстраивающийся на основании усвоения новых знаний и новых способов действий через сознательное наблюдение, экспериментирование, осмысление и рассуждение, упражнения и самоконтроль. Именно когнитивный уровень научения и отличает процессы научения у животных и человека. При этом ни рефлекторный, ни когнитивный уровень научения не превратится в учение, если им управляет какая-либо иная цель, кроме цели усвоить определенный набор знаний и действий.

Как было показано рядом исследований, в некоторых случаях стихийное и непреднамеренное научение, может демонстрировать высокую эффективность. Например, ребенок лучше запомнит то, что будет связано с его активной деятельностью и будет нужно для ее выполнения, чем то, что он вынужден заучивать специально. Однако в целом преимущество всегда будет за сознательным и целенаправленным учением, то есть когнитивным, так как только благодаря ему можно систематизировать и углубить получаемую информацию.

Дата последнего обновления статьи: 29.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot