Связная речь как основа речевого развития детей
Связная речь – это один из структурных компонентов общения, который включает сочетающиеся друг с другом законченные фразы, объединенные общей темой.
К основным характеристикам связной речи относят развернутое, логически выдержанное, грамотное и последовательное изложение собственных мыслей.
Задача обучения связной речи – одна из основных в обучении. Эта задача включает несколько специальных, частных задач:
- воспитывать звуковую речь;
- закрепить, обогатить и активизировать словарь;
- развить и совершенствовать грамматический строй речи.
Понятие грамматического строя речи состоит из знания грамматики и словообразования.
Грамматика – это один из разделов науки о языке, который содержит учение, касающееся форм словоизменения, строения слов, видов словосочетаний и типов предложений.
Он состоит из двух частей – морфологии и синтаксиса. Синтаксис занимается изучением словосочетаний и предложений, а морфология – грамматическим учением о словах. Оно включает учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и характерных для них способах словообразования. Своевременное освоение грамматического строя языка необходимо для полноценного развития речи детей.
Если дети делают ошибки в процессе словообразования, воспитателю необходимо фиксировать свое внимание на них, чтобы позже иметь возможность их исправить. Речь представляет форму общения, сложившуюся в ходе исторической эволюции людей, опосредованной языком. Она выполняет три основные функции:
- речь – это наиболее совершенное, емкое, точное и быстродействующее средство общения людей. Это и предполагает ее межиндивидуальную функцию;
- речь – орудие осуществления многих психических функций, которые поднимаются до уровня ясного осознания и открывают возможности произвольного регулирования и контроля психических процессов, что и предполагает осуществление внутрииндивидуальной речевой функции;
- речь – это канал связи для получения информации одним человеком из общечеловеческого социально-исторического опыта. Это и предполагает общечеловеческую функцию речи.
Таким образом, развитию связной речи отведена ведущая роль в процессе всего развития ребенка, и она занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении. Обучение связной речи может быть рассмотрено в качестве цели и средства практического овладения языком. Освоение разных сторон речи – необходимое условие развития связной речи, помогающее самостоятельно использовать детям отдельные слова и синтаксические конструкции.
Особенности развития связной речи у дошкольников
Развитие связной речи идет постепенно, совместно с развитием мышления и связана с усложняющейся детской деятельностью и формами общения с окружающими людьми.
В подготовительный период на первом году жизни ребенка, идет формирование непосредственно-эмоционального общения со взрослыми и формируются основания будущей связной речи. В эмоциональном общении ребенка со взрослыми, он выражает спектр чувств, но не мыслей. На основании примитивного понимания начинается развитие активной речи детей. Они начинают подражать звукам и звукосочетаниям, которые произносятся взрослым, ребенок сам привлекает к себе внимание взрослого. Все это влияет на речевое общение детей:
- идет зарождение намеренности голосовых реакций;
- формируется направленность реакций;
- формируется речевой слух и произвольное произнесение.
К началу второго года жизни, у детей начинают появляться первые осмысленные слова, которыми дети преимущественно выражают потребности и желания. Ребенок начинает пользоваться словами, чтобы сознательно общаться со взрослыми. Слово приобретает для ребенка смысл целого предложения. Со временем начинают появляться предложения из двух-трех слов. Дети точнее и яснее выражают свои мысли и желания.
На третьем году жизни начинает развиваться понимание обращенной речи и самостоятельная активная речь ребенка, резко увеличивается словарный запас, идет усложнение структуры предложений. Дети используют диалогическую речь, так как она наиболее простая, естественная и первоначальная, изначально тесно связанная с практической деятельностью ребенка и используется, чтобы наладить сотрудничество внутри совместной предметной деятельности. Она предполагает прямое обращение к собеседнику.
У дошкольников речь отделяется от непосредственного практического опыта. Главная особенность этого возрастного периода – возникновение планирующей функции речи, она становится монологической, контекстной.
Переход к контекстной речи от ситуативной происходит в 4-5 лет. Начало контекстной речи взаимосвязано с освоением словарного состава и грамматического строя своего языка, а также с развитием умения произвольного использования языковых средств. Ситуативность речи нельзя считать абсолютной характеристикой возраста ребенка.
В старшем дошкольном возрасте дети могут принимать в беседе активное участие, полнее и точнее отвечать на вопросы, дополнить и поправить ответы других, отпускать уместные реплики и задавать вопросы.
Идет и совершенствования монологической речи, детьми осваиваются разные типы связных высказываний, опирающихся на наглядный материал и не имеющих опоры. Идет усложнение синтаксической структуры рассказов детей, возрастает число сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Иными словами, знание специфических черт связной речи и особенностей ее развития у детей дает возможность определять задачи и содержание обучения, помогает в поиске наиболее эффективных средств ее развития.