Раннее обучение: понятие и достоинства
Раннее обучение детей ориентировано на их развитие. Однако, понятия «раннее обучение» и «ранее развитие» не являются тождественными.
Раннее развитие – это целенаправленная деятельность взрослого по отношению к ребенку дошкольного возраста, ориентированная на стимулирование его познавательной активности и развитие навыков самостоятельности.
Принципиальным отличием раннего развития от раннего обучения является то, что родители стремятся активизировать самостоятельную деятельность ребенка, стимулируя его на освоение имеющихся или придумывание новых способов осуществления какой-либо деятельности. Например, формулирование новой игры и ее правил, нового способа одевания обуви, разработка нового маршрута движения при прогулке по парку и т.д.
В обучении родители применяют специальные методики и приемы, которые предполагают усвоение каких-то информационных данных, развитие навыков счета. В ходе обучения происходит прогресс в каком-то направлении или этапе развития ребенка.
Современное общество и педагогическая наука имеет большое количество методов воспитания и обучения, которые форсируют естественный процесс развития ребенка. Раннее обучение не является необходимостью. Скорее, это модная тенденция, которой стремятся следовать большинство родителей.
Разработчики современных методик раннего обучения обуславливают его необходимость следующими факторами:
- Современное общество развивается очень быстрыми темпами, поэтому необходимо отвечать его требованиям, которые достаточно высоки.
- Все знания, которые ребенок должен получить в дошкольном возрасте, навыки, которые должны развиться в этот период, необходимо формировать с младенчества.
- Методики раннего обучения помогает быстрее освоить навыки счета, чтения и письма.
- Обучение, по методикам раннего развития, способствует раскрытию талантов ребенка.
- Раннее обучение делает ребенка более развитым, ставя его на более высокую ступень развития, по сравнению со сверстниками.
- Раннее обучение способствует более продуктивному усвоению образовательных программ на последующих стадиях обучения, делая ребенка конкурентоспособным абитуриентом при поступлении в высшее учебное заведение.
Однако, нельзя сказать, что раннее обучение отвечает всем обоснованиям авторов методик. Проблема раннего обучения возникла несколько десятилетий назад. В первую очередь, она затронула Европейские страны, которые активно использовали методики раннего обучения, итоги применения которых показали не самую лучшую динамику личностного развития подрастающего поколения.
Проблема раннего обучения, прежде всего, связано с проблемами в нормальном становлении и развитии ребенка, торможении функционирования его психических процессов. Развитие личности должно соответствовать этапам становления психических процессов организма. Иначе это приводит к нарушению психического развития ребенка.
Развитие психики ребенка должно пройти все этапы. При этом, нельзя начинать обучение в школе ранее семилетнего возраста. Это обусловлено тем, что социальные навыки, эмоциональное развитие, контроль своего поведения формируется у детей в пяти-шести летнем возрасте. нормальное формирование этих процессов нельзя нарушать новыми социальными условиями, необходимостью социальной адаптации, психическими переживаниями. Развитие должно проходить в игровой форме. Только когда психические функции полностью сформируются, можно переводить ребенка на следующую ступень его развития. В противном случае ребенок сталкивается с проблемами эмоционального дисбаланса организма, утрачивает познавательную мотивацию, различными невротическими отклонениями в развитии.
В этой связи не стоит акцентировать свое внимание на применении методик раннего обучения. Лучше уделять внимание раннему развитию ребенка. В этом случае, познавательная заинтересованность формируется не в принудительном порядке, а ненавязчиво, в игровой форме.
Негативные последствия раннего обучения
Психические процессы организма ребенка формируются в конкретных социальных условиях и в соответствии с темпами роста головного мозга и развитием его основных процессов. Если происходят какие-то изменения в соответствии развития психики и головного мозга, то происходят разного рода и степени тяжести нарушения психического развития ребенка.
К негативным последствиям раннего обучения относятся следующие:
- Ребенок не способен к усвоению учебной информации до тех пор, пока его мыслительные процессы не будут к этому готовы. Поэтому раннее обучение приводит к развитию проблем с усвоение учебной программы.
- Возможны разнообразные реакции психического характера на раннее обучение. Возможно, что оно приведет к нарушениям эмоционального развития ребенка, обострит его невротические отклонения, возникновению дизартрии, снижению иммунитета и развитию аллергии.
- Нагрузка на головной мозг и его процессы, носящая опережающий характер, может привести к сокращению энергетических ресурсов субкортикальных образований головного мозга, отвечающих за простейшие бытовые навыки самообслуживания. Иными словами, раннее обучение может привести дизонтогенетическому развитию.
- Раннее обучение приводит к серьезным перегрузкам, переутомлению организма ребенка, что снижает работоспособность ребенка, а может и привести к серьезным физическим и психическим заболеваниям.
Обучение не должно носить опережающий характер. При этом отставание в развитии тоже неприемлемо. Все должно делаться вовремя. Лучше всего обучать детей в периоды их сензитивного развития и в игровой форме.