Содержание предметно-развивающей среды в зависимости от возрастной группы
Одной из основных задач, стоящих перед воспитателями ДОО, является создание предметно-развивающей среды, которая должна соответствовать всем требованиям и удовлетворять возрастные потребности воспитанников в развитии.
Предметно-развивающая среда ДОО в первую очередь должна быть комфортной и уютной для детей, каждый из которых имеет возможность найти себе занятие по душе, удовлетворить свои игровые и двигательные потребности. Правильно организованная среда доступна и понятна ребенку, в ней он может найти все, что ему необходимо: книжки, игрушки, место для отдыха и т.д.
При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают время года и период обучения. Осенью группу украшают букетами из листьев, дарами природы; зимой – снежинками на окнах и новогодней атрибутикой.
Таким образом, наполнение предметно-развивающий среды в ДОО зависит от возрастной группы, то есть возрастных возможностей и потребностей детей.
Группы младшего дошкольного возраста (2-4 лет) - предметно-развивающая среда направлена на удовлетворение потребностей детей в игре, определению гендерной идентичности, формированию умения играть в коллективе, развитию речи и коммуникативных навыков и т.д.
Группы среднего дошкольного возраста (4-5 лет) – игровые потребности (сюжетно-ролевые игры), формирование общей картины мира, поддержание гендерной принадлежности, развитие речи, коммуникативных навыков, первых трудовых навыков, умению взаимодействовать в коллективе и т.д.
Старшая и подготовительная к школе группы – формирование первичных навыков учебной деятельности, умения взаимодействовать с детьми противоположного пола, изучение букв и цифр, умение эффективно взаимодействовать и т.д.
Основные принципы построения предметно-развивающей среды в ДОО
В соответствии с «Концепцией по дошкольному воспитанию», выделяют восемь основных принципов построения предметно-развивающей среды в ДОО:
Принцип дистанции – предусматривает ориентацию на организацию такого пространства, при котором общение между воспитанниками и воспитателем осуществляется «глаза в глаза». Такая организация способствует установлению эффективного взаимодействия между ребенком и взрослым, а также оптимального контакта между детьми группы.
Принцип активности, творчества и самостоятельности – предусматривает создание таких условий, при которых дети имеют возможность проявить свои способности. Предметно-развивающая среда должна «провоцировать» ребенка на развитие и совершенствование имеющихся у него умений и навыков. Например, организация «Стены творчества», на которой каждый ребенок может показать свои способности, «выразить себя», оценить умения других.
Принцип стабильной динамичности – ориентирован на создание предметно-развивающей среды, которая не только развивает воспитанников, но и сама развивается вместе с ними. Созданная воспитателем среда меняется и трансформируется в соответствии с потребностями воспитанников и дает им возможность для постоянного развития.
Принцип гибкого и комплексного зонирования – направлен на организацию и построение непересекающихся между собой сфер активностей, что позволяет воспитанникам свободно заниматься разнообразными видами деятельности и не мешать друг другу. Непосредственного в группе создаются зоны для рисования, занятий музыкой, рассматривание иллюстраций, отдыха, проведения игр и т.д. Для занятий всей группы детей конкретным видом активной деятельности организуются специально оборудованные музыкальный и физкультурный залы.
Принцип эмоциогенности предметно-развивающей среды – направлен на создание комфортной и эмоционально благополучной среды для каждого воспитанника группы. Вся предметная деятельность в рамках среды должна находить у воспитанников положительный эмоциональный отклик, нравится им, и стимулировать на дальнейшее проведение занятий. Данный принцип реализуется путем создания в группе определенных традиций. Например, все детские поделки, рисунки, аппликации и т.д., выставляются на всеобщее обозрение в приемной комнате, что позволяет детям оценить свою работу и показать ее другим, получить одобрение и похвалу от родителей.
Принцип сочетания неординарных и привычных элементов среды – направлен на особое внимание визуальному оформлению среды. Для того, чтобы предметно-развивающая среда была интересна и привлекательная для воспитанников допускается необычное цветовое оформление стен группы, использование больших и ярких предметов, различных элементов образного декора.
Принцип открытости и закрытости предметно-развивающей среды – предусматривает обязательное наличие и соблюдение следующих аспектов:
- открытость природе, соблюдение правила «человек и природа – едины», проявляется в организации ежедневной трудовой деятельности, наблюдений за природными явлениями, экспериментирование в экологическом уголке и т.д.;
- открытость собственного «Я» - уважительное отношение со стороны воспитателя к потребностям и интересам каждого ребенка, результатам его деятельности;
- открытость обществу – вся деятельность детей, осуществляемая в группе ДОО в течение дня должна быть доступна для родителей. Родители должны иметь возможность не только знакомиться с продуктами деятельности ребенка во время занятий и свободного времени (рисунки, поделки, аппликации и т.д.), но и иметь возможность принимать активное участие в организации и развитии предметно-развивающей среды группы;
Принцип учета гендерных различий – направлен на реализацию возможности проявления ребенком своих склонностей и потребностей в соответствии с полом. Мальчикам необходимо предоставлять возможность играть в «мужские» игры, обеспечить их для этого необходимыми игрушками, предметам и материалами (машинки, инструменты и т.д.). Девочкам предоставить возможность реализовать свои гендерные потребности – игра в куклы, «дочки-матери», магазин и т.д. Начинать организацию среды с учетом гендерных особенностей необходимо с возраста 2-3 лет.