Обучение и его принципы
Обучение – это многокомпонентный комплексный процесс, организация которого требует наличия большого количества специализированных знаний. Для упрощения координации образовательного процесса были созданы основные принципы обучения – некие общие руководящие идеи, от которых следует отталкиваться при построении учебного процесса.
Принципы обучения всегда соответствуют основным компонентам учебного процесса – задачам, содержанию, методам, формам, условиям и результатам обучения. Все принципы направлены на исполнение задач обучения.
Задачи определяют содержание обучения, а методы - выбор форм организации обучения.
Все принципы обучения связаны друг с другом, эффективным будет только их одновременное применение.
Особенности реализации основных принципов обучения
Как же принципы обучения реализуются на практике?
В первую очередь нужно четко понимать, что образование – это взаимосвязь обучения, воспитания и развития. Этот принцип «триединства» означает, что преподаватель всегда должен помнить о том, что во время взаимодействия с обучающимися он параллельно решает все три эти задачи, ни одна из которых не должна быть оставлена в стороне – иначе образование будет неполным, отрывочным.
Принцип научности, он же принцип объективности, предполагает соответствие содержания образовательных программ достижениям современной науки. Эти положения официально зафиксированы в стандартах (например, ФГОС) и учебниках. Согласно этому принципу обучающиеся должны обладать умением различать истинное и ложное. При этом учитывается, что предлагаемые обучающимся знания не абсолютны, а относительны, то есть содержат в себе не только объективную информацию, но и субъективные представления учёных.
Данный принцип также рассматривает на равных все формы постижения мира – научную, художественную и религиозную, тем самым показывая свою общедемократическую, толерантную структуру.
Принцип научности призван развивать у обучающихся навыков и умений научного поиска. Поэтому в образовательный процесс внедряются различные исследовательские и лабораторные работы, которые обучают умению наблюдать и анализировать, а также вести научную дискуссию, аргументировать свою позицию с опорой на проверенные источники.
Принцип последовательности обучения призван обеспечить систематическое, последовательное, логичное и рациональное получение обучающимися знаний. Это означает, что образовательный материал должен быть чётко структурирован и должен предлагаться для изучения в строго заведённом порядке: от более простых задач к более сложным, от общих знаний к более конкретным. Например, история изучается в хронологическом порядке, чтобы у обучающихся могло формироваться корректное представление о развитии человеческой цивилизации.
Согласно этому принципу в любой дисциплине выделяются этапы изучения, главные понятия и идейные центры, вокруг которых и формируется образовательный процесс.
Согласно принципу доступности, обучение должно соответствовать учебным возможностей обучающихся, чтобы обучающиеся не испытывали интеллектуальных, физических или моральных перегрузок. Доказано, что подобные перегрузки оказывают отрицательное влияние на ментальное и физическое здоровье детей. Если содержание учебной программы чрезмерно усложнено, у учеников, как правило, наблюдается резкий спад мотивации и работоспособности.
Однако важно понимать, что принцип доступности не призывает делать содержание обучения упрощенным. Научные исследования показывают, что при сниженном уровне сложности обучения у детей наблюдается снижение интереса к учёбе. Оптимальный уровень сложности – такой, который заставляет обучающихся преодолевать препятствия, для преодоления которых не нужно перенапрягаться. Такая «интеллектуальная борьба» позволяет раскрыть духовные силы ученика.
Принцип наглядности предполагает задействование в обучении всех органов чувств человека. Знания должны подаваться через: зрение, слух, обоняние, осязание. Для успешного обучения необходимо комбинировать разные типы подачи информации.
Исследованиями доказано, что самым эффективным из чувств является зрение – визуально мы воспринимаем более 80% всей окружающей действительности. Особенно во втором десятилетии XXI века, когда у людей (особенно у детей) вырабатывается клиповое мышление. Однако не стоит переоценивать роль образов и впечатлений, забывая о том, что истинной задачей образование является формирование понятий и категорий, складывающихся в систему знаний посредством разума и логики.
Чтобы сделать обучение наглядным, можно применять изображения, видео, аудио, лабораторно-практические работы, эксперименты, макеты, карты, формулы и т.д. Также помогут яркие иллюстративные примеры.
Принцип сознательной активности обучаемых требует непосредственной вовлечённости в образовательный процесс не только учителя, но и ученика. Обучение – это активное действие, полная мобилизация интеллектуальных и духовных ресурсов обучающегося. Педагогической практике известны попытки обучения, не включающего в себя участия обучаемых и не являющегося успешным. Для качественного усвоения материала обучающиеся должны быть заинтересованы знанием и вовлечены в процесс его получения. Активность может быть репродуктивной (запоминание и воспроизведение информации) и творческой. Преподаватели для увеличения активности своих учеников могут использовать такие средства, как игры, экскурсии, соревнования и др.
Согласно принципу прочности и осознанности усвоения знаний содержание образовательного курса должно надолго закрепляться в сознании обучаемых. Этот результат достигается только при условии соблюдения всех выше перечисленных принципов: активности обучаемого, систематичности обучения и т.д. Повышению прочности усвоения знаний способствует контроль за знаниями: проверочные работы, тесты и др.
Данный принцип требует, чтобы прочно закреплялся не только учебный, но и воспитательный, и развивающий материал.