Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы обучения письму

Навык письма - одно из самых базовых умений, формируемых у обучающихся в самом начале процесса обучения. На умении писать основывается весь дальнейший образовательный процесс и, более того, без этого умения не может обойтись ни один человек в современном мире. Иными словами, грамотно заложить основы навыка письма у детей - это чрезвычайно важная педагогическая задача, которая должна регулироваться чётким списком принципов, методов и требований.

Обучение письму или выработка графического навыка - явление неоднородное. С одной стороны, это двигательный навык, действие, опирающееся исключительно на усилия мышц. Но, с другой стороны, процесс письма неотрывен от процесса мышления, то есть письмо - это осознанная деятельность.

Замечание 1

Настоящей целью развития навыка письма является стремление развить у детей способность использовать полученные умения для выражения собственных мыслей и идей. Все остальные задачи, которые преследует обучение письму, на самом деле являются вспомогательными и второстепенными.

Задачи обучения письму

В первую очередь нужно понимать, какие задачи ставит перед собой обучение письму. Первоклассники, только-только начиная свой школьный путь, за относительно короткое время овладевают большим количеством различных навыков, каждый из которых является маленькой частицей умения писать. Буквально за три месяца дети учатся тому, как правильно сидеть, как держать тетрадь и ручку, как придерживаться тетрадной линовки. Они изучают написание строчных и заглавных букв, учатся тому, как соединять буквы друг с другом и как трансформировать печатный текст в написанный от руки. Учатся записывать слова и короткие предложения на основе знаний об изученных буквах, и уметь справляться со словами, у которых произношение и написание разнятся.

При этом обязательно соблюдается единство письма и чтения. Нельзя научить одному навыку, но не научить другому. Только в связке друг с другом они как следует закрепятся в памяти ребёнка.

Замечание 2

Чтение книг повышает грамотность детей.

«Принципы обучения письму» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Приемы и упражнения, с помощью которых можно формировать графические навыки:

  1. Учитель показывает, как осуществляется процесс письма, и объясняет способы написания букв, сочетаний букв, слов и предложений.
  2. Ученики списывают с готового образца, пользуясь прописями или материалами, предоставленными учителем.
  3. Работа по образцу, копирование.
  4. Ученики пишут в воздухе пальцем или ручкой, повторяя линии букв.
  5. Разбор учителем способа написания буквы, выделение в ней составных элементов.
  6. Работа от обратного - учитель показывает ученикам примеры некорректного написания.

Чтобы обучение было наиболее эффективным, учителю следует комбинировать несколько приёмов. Это позволит разнообразить образовательный процесс и достичь большего успеха, поскольку информация будет подаваться в разных видах.

Отдельно стоит выделить прописи как способ формирования графических навыков. Использование этого упражнения позволяет не только сформировать у учеников умение писать неотрывно и плавно, но и помогают разработать красивый, понятный и ровный почерк благодаря наличию примеров для подражания и разлинованности страниц. В последние годы именно прописи являются большим помощником и для учеников, и для учителей в процессе изучения письма.

Принципы обучения письму

Существует несколько ключевых принципов, которых педагоги придерживаются в процессе обучения детей письму.

В данном процессе как никогда важен принцип наглядности. Устное обучение чистописанию невозможно. Учитель всегда должен демонстрировать классу примеры написания, показывать, как соединяются слоги, как оформляются предложения - иначе обучение провалится ещё на начальном этапе. Помочь могут прописи, таблицы, упражнения и прочие средства.

Не менее серьёзно стоит относиться к принципу сознательности. Он требует того, чтобы ученики с самого начала, с самого первого дня понимали предмет изучения. То есть учитель должен максимально грамотно и чётко разъяснять каждый шаг процесса и всегда убеждаться в том, что все дети успевают за мыслью. К этому принципу относится и формирование у обучающихся умения сопоставлять правильное и неправильное начертание букв, замечать свои и чужие ошибки.

Ни в коем случае нельзя забывать и про принцип прочного усвоения знаний. Навык письма у взрослых людей, да и у более старших школьников, является автоматизированным - мы не задумываемся над тем, как выписать ту или иную букву, мы просто её пишем. Чтобы добиться такого уровня, нужно на этапе изучения повторять пройденный материал, делать упражнения и оттачивать получаемый навык. Причём воспроизводить дети должны не только непосредственно сами буквы, но и все прилагающиеся знания.

Активно действует и принцип постепенного увеличения трудности задач. Как и в любом обучении, в случае с обучением письму необходимо идти от простого к сложному, постепенно и аккуратно повышая сложность задач. Например, в процессе обучения письму дети сначала пишут элементы букв, затем сами буквы, потом - сочетания букв и так далее. Согласно этому же принципу сначала изучаются более простые в написании буквы, а потом, после них, - более сложные.

Замечание 3

Самыми лёгкими для начертания признаны буквы и, ш, о, л.

Увеличить эффективность образовательного процесса может принцип индивидуального подхода. Все дети разные, некоторые из них осваивают навык письма быстро, некоторым требуется несколько больше времени и упорства. К тому же, всегда стоит учитывать особенности физического развития детей; отклонения в зрении или в моторике могут усложнить процесс для ребёнка, и учитель должен помочь обучающемуся преодолеть это препятствие.

И, наконец, большую роль играют также принцип одновариантного написания букв. Этот принцип помогает сформировать у навык автоматического письма. Он учит писать буквы каждый раз одинаково, а также писать одинаково сходные элементы разных букв, таких, например, как “хвостиков” строчных У, Д, З.

Дата последнего обновления статьи: 20.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot