Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы специального воспитания

Понятие и сущность специального воспитания

Определение 1

Воспитание – это организованный и целенаправленный процесс по передачи опыта подрастающему поколению.

На сегодняшний день, в зависимости от возможностей и потребностей детей выделяют различные виды воспитания. Одним из таких видов является специальное воспитание.

Определение 2

Специальное воспитание – это специально организованный процесс, направленный на становление и развитие личности детей с ограниченными возможностями.

Основная цель специального воспитания – это воспитание полноценной личности, способной существовать в современном обществе.

Замечание 1

Специальное воспитание направлено не просто на развитие личности ребенка с ограниченными возможностями, а на его адаптацию в социуме.

Содержание специального воспитания:

  • удовлетворение возрастных потребностей детей с ограниченными возможностями наравне с их сверстниками;
  • удовлетворение специфических потребностей детей с ограниченными возможностями;
  • создание оптимальных условий для развития и становления личности каждого ребенка;
  • предупреждение и преодоление причин, вызвавших ограничения по здоровью;
  • коррекция имеющихся недостатков психического и физического развития.

Таким образом, специальное воспитание представляет собой целенаправленный процесс становления личности детей с ограниченными возможностями, имеющий социальное и общественное значение.

В процесс специального воспитания у детей с ограниченными возможностями осуществляется формирование и развитие таких качеств личности как: нравственность, творческие способности, социальная адаптация и т.д.

«Принципы специального воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Условия организации процесса специального воспитания

Условиями организации специального воспитания выступают:

  • специальные воспитательно-образовательные программы, включающие специальные методы и средства, учебные и методические пособия и т.д.;
  • обязательное наличие помощников и ассистентов, оказывающих необходимое техническое обслуживание воспитательного процесса;
  • групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
  • организация воспитательно-образовательного пространства и насыщение его необходимыми материалами и оборудованием.

Создание специальных образовательных условий позволяет обеспечить:

  1. равные возможности для каждого воспитанника, создание оптимальных условий для развития всех детей;
  2. реализация государственной гарантии получения воспитательно-образовательных услуг детям с ограниченными возможностями;
  3. равные возможности социального развития для всех детей, вне зависимости от их возможностей и степени ограниченных возможностей;
  4. разнообразие и вариативность воспитательно-образовательных программ, в зависимости от возможностей и потребностей детей с ограниченными возможностями.

Основные принципы специального воспитания

Определение 3

Принципы специального воспитания – это система специальных коррекционных методов и средств, направленных на становление и развитие личности ребенка с ограниченными возможностями.

Характеристика основных принципов специального воспитания:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции. Данный принцип основан на том, что процесс воспитания будет максимально эффективным в том случае, если осуществляется постоянное наблюдение за динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями и на основании полученных данных подбираются методы и приемы конкретного содержания.
  2. Принцип этиопатогенетического подхода. Согласно данному принципу, подбор воспитательных и коррекционных методов осуществляется на основании этиологии и механизма выявленного дефекта развития.
  3. Принцип динамичного изучения. Данный принцип предусматривает организацию совместной деятельности ребенка и взрослого, с целью определения зоны ближайшего развития и соответственно его обучаемости.
  4. Принцип учета закономерностей онтогенетического развития ребенка с ограниченными возможностями. Данный принцип ориентирован на выявление своеобразия развития ребенка с отклонениями, с целью наполнения содержания воспитательного процесса эффективными методами и средствами воспитания и коррекции развития ребенка.
  5. Принцип единства коррекции и развития. Согласно данному принципу воспитательный процесс должен содержать помимо стандартных методов и средств воспитания, приемы коррекционной работы, направленной на устранение причин возникновения проблем со здоровьем и коррекции уже имеющихся отклонений. Однако решение о проведении с ребенком коррекционной работы осуществляется на основании психолого-педагогического анализа развития ребенка.
  6. Принцип единства индивидуального и возрастного в развитии ребенка. Данный принцип предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку с ограниченными возможностями, на основании выявленных у него особенностей развития, связанных с психологическими или физическими проблемами.
  7. Принцип деятельностного подхода в воспитании. Данный принцип основан на выборе воспитательных методов, средств, приемов и технологий, в зависимости от поставленной воспитательной цели.
  8. Принцип ранней педагогической помощи. Согласно данному принципу, эффективность специального воспитания будет значительно выше, в том случае, если отклонения в развитии выявлены как можно раньше. Ранняя диагностика способствует предупреждению появления вторичных отклонений в развитии.
  9. Принцип развития мышление и речи. Нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни активно взаимодействует с социальным окружением, поэтому любое нарушение отрицательно сказывается на развитии у ребенка и мышления, и речи.
  10. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Данный принцип направлен организацию и наполнение развивающей среды в соответствии с индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями.
  11. Принцип интеграции. Преодоление изолированности и замкнутости детей с ограниченными возможностями от окружающей действительности. Интеграция может быть частичной или полной, временной, эпизодической и комбинированной.
Дата последнего обновления статьи: 01.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot