Понятие и сущность специального воспитания
Воспитание – это организованный и целенаправленный процесс по передачи опыта подрастающему поколению.
На сегодняшний день, в зависимости от возможностей и потребностей детей выделяют различные виды воспитания. Одним из таких видов является специальное воспитание.
Специальное воспитание – это специально организованный процесс, направленный на становление и развитие личности детей с ограниченными возможностями.
Основная цель специального воспитания – это воспитание полноценной личности, способной существовать в современном обществе.
Специальное воспитание направлено не просто на развитие личности ребенка с ограниченными возможностями, а на его адаптацию в социуме.
Содержание специального воспитания:
- удовлетворение возрастных потребностей детей с ограниченными возможностями наравне с их сверстниками;
- удовлетворение специфических потребностей детей с ограниченными возможностями;
- создание оптимальных условий для развития и становления личности каждого ребенка;
- предупреждение и преодоление причин, вызвавших ограничения по здоровью;
- коррекция имеющихся недостатков психического и физического развития.
Таким образом, специальное воспитание представляет собой целенаправленный процесс становления личности детей с ограниченными возможностями, имеющий социальное и общественное значение.
В процесс специального воспитания у детей с ограниченными возможностями осуществляется формирование и развитие таких качеств личности как: нравственность, творческие способности, социальная адаптация и т.д.
Условия организации процесса специального воспитания
Условиями организации специального воспитания выступают:
- специальные воспитательно-образовательные программы, включающие специальные методы и средства, учебные и методические пособия и т.д.;
- обязательное наличие помощников и ассистентов, оказывающих необходимое техническое обслуживание воспитательного процесса;
- групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
- организация воспитательно-образовательного пространства и насыщение его необходимыми материалами и оборудованием.
Создание специальных образовательных условий позволяет обеспечить:
- равные возможности для каждого воспитанника, создание оптимальных условий для развития всех детей;
- реализация государственной гарантии получения воспитательно-образовательных услуг детям с ограниченными возможностями;
- равные возможности социального развития для всех детей, вне зависимости от их возможностей и степени ограниченных возможностей;
- разнообразие и вариативность воспитательно-образовательных программ, в зависимости от возможностей и потребностей детей с ограниченными возможностями.
Основные принципы специального воспитания
Принципы специального воспитания – это система специальных коррекционных методов и средств, направленных на становление и развитие личности ребенка с ограниченными возможностями.
Характеристика основных принципов специального воспитания:
- Принцип единства диагностики и коррекции. Данный принцип основан на том, что процесс воспитания будет максимально эффективным в том случае, если осуществляется постоянное наблюдение за динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями и на основании полученных данных подбираются методы и приемы конкретного содержания.
- Принцип этиопатогенетического подхода. Согласно данному принципу, подбор воспитательных и коррекционных методов осуществляется на основании этиологии и механизма выявленного дефекта развития.
- Принцип динамичного изучения. Данный принцип предусматривает организацию совместной деятельности ребенка и взрослого, с целью определения зоны ближайшего развития и соответственно его обучаемости.
- Принцип учета закономерностей онтогенетического развития ребенка с ограниченными возможностями. Данный принцип ориентирован на выявление своеобразия развития ребенка с отклонениями, с целью наполнения содержания воспитательного процесса эффективными методами и средствами воспитания и коррекции развития ребенка.
- Принцип единства коррекции и развития. Согласно данному принципу воспитательный процесс должен содержать помимо стандартных методов и средств воспитания, приемы коррекционной работы, направленной на устранение причин возникновения проблем со здоровьем и коррекции уже имеющихся отклонений. Однако решение о проведении с ребенком коррекционной работы осуществляется на основании психолого-педагогического анализа развития ребенка.
- Принцип единства индивидуального и возрастного в развитии ребенка. Данный принцип предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку с ограниченными возможностями, на основании выявленных у него особенностей развития, связанных с психологическими или физическими проблемами.
- Принцип деятельностного подхода в воспитании. Данный принцип основан на выборе воспитательных методов, средств, приемов и технологий, в зависимости от поставленной воспитательной цели.
- Принцип ранней педагогической помощи. Согласно данному принципу, эффективность специального воспитания будет значительно выше, в том случае, если отклонения в развитии выявлены как можно раньше. Ранняя диагностика способствует предупреждению появления вторичных отклонений в развитии.
- Принцип развития мышление и речи. Нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни активно взаимодействует с социальным окружением, поэтому любое нарушение отрицательно сказывается на развитии у ребенка и мышления, и речи.
- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Данный принцип направлен организацию и наполнение развивающей среды в соответствии с индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями.
- Принцип интеграции. Преодоление изолированности и замкнутости детей с ограниченными возможностями от окружающей действительности. Интеграция может быть частичной или полной, временной, эпизодической и комбинированной.