Понятие педагогических принципов
Принцип представляет собой основное базовое положение теорий, учений, мировоззрения, науки, внутреннее человеческое убеждение, которое определяет его отношение к реальности, поведенческие нормы и нормы деятельности. Основой принципов служат уже познанные закономерности. При этом принципы логически не выводятся из законов. Закономерности служат только теоретической базой для и формулировки принципов обучения и основных правил педагогической практики.
На базе педагогических закономерностей и законов базируются педагогические принципы.
Педагогические принципы — базовые идеи, следование которым позволяет наиболее эффективно достигать целей и решать поставленные задачи.
Значение принципа наглядности в педагогике
Главным организующим положением всего целостного процесса педагогического воздействия и, обучения в частности, является принцип наглядности.
Педагог Коменский, сформулировавший золотое правило дидактики, говорил, что в обучение следует вовлекать все органы чувств.
В познании окружающей реальности человеком и учении участвуют все органы чувств. Принцип наглядности требует формирования у детей понятий и представлений, основываясь на всех чувственных восприятиях явлений и предметов. При этом пропускная способность органов чувств у человека различна. Например, орган слуха пропускает около тысячи условных единиц информации за определенную единицу времени, орган осязания за эту же единицу времени пропустит информации 10000 условных единиц, а орган зрения целых 100000. Соответственно примерно 80% информации об окружающем мире человек получает посредством зрения.
Принцип наглядности, таким образом, можно поставить на первое место с опорой на остальные органы чувств. На это обращал внимание русский педагог Константин Ушинский. Он считал, что чем больше органов чувств принимает участие в восприятии информации, тем прочнее она закрепляется в человеческой памяти. Это объясняется тесной взаимосвязью органов чувств человека.
В педагогическом процессе наглядность основывается на законах развития мышления и познания окружающей действительности, развивающегося от конкретного к абстрактному. Ребенок на ранних этапах развития преимущественно мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и положения легче усваиваются учащимися, когда они подкрепляются в процессе сравнения и проведения аналогий конкретными фактами.
В процессе педагогического воздействия наглядность обеспечивается за счет применения различных иллюстраций, лабораторно-практических работ, демонстраций, использования ярких примеров и фактов из жизни. Особую роль в реализации принципа наглядности играет использование наглядных пособий, карт, схем. Наглядность можно применять на любом этапе педагогического процесса.
Виды наглядности
По степени возрастания абстрактности наглядность подразделяется на следующие виды:
- естественная, включающая предметы объективной реальности;
- экспериментальная, подразумевающая проведение опытов и экспериментов;
- объемная, представленная макетами и фигурами;
- изобразительная - это картины, рисунки, фотографии;
- звуко-изобразительная, включающая кино и телевидение;
- звуковая;
- символическая и графическая, в которой используются карты, схемы, графики, формулы;
- внутренняя - это образы, которые создаются речью педагога.
Для исключения сдерживания развития абстрактного мышления детей, при использовании наглядности следует проявлять чувство меры. Огромное значение имеет сочетание наглядности с непосредственной творческой деятельностью детей по созданию наглядных пособий. В использовании наглядности следует придерживаться принципа вариативности для того, чтобы в детском сознании не запечатлелся конкретный образ явления или предмета.