Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Приемы продуктивного взаимодействия с учащимися начальной школы

Сущность взаимодействия

Определение 1

Взаимодействие – это процесс непосредственного и опосредованного взаимного воздействия субъектов друг на друга, что порождает их взаимообусловленность и связь.

Сущность педагогического взаимодействия заключается в прямом или косвенном взаимном действии с субъектом этого процесса, чем и порождается их взаимосвязь. При этом во многих исследования указано, что педагоги не всегда видят особое значение общения в процессе организации учебно-воспитательной деятельности. Многие педагоги оценивают методическую сторону в качестве наиболее значимой, по сравнению с коммуникативной.

Одна из составных частей профессиональной роли учителя – функция фасилитатора, то есть человека, который обеспечивает успешную групповую коммуникацию. Педагог, выполняющий данную функцию, способствует повышению продуктивности учебной деятельности через активацию процессов восприятия, коммуникации и представления. В этой роли крайне важна способность учителей к самовыражению, также его личностная активность. Рассматривая психологизированный подход, необходимо придавать значение не только передаче знаний самих по себе, а влиянию учителя, через знания, то есть информацию, влияющую на разностороннее развитие личности учеников.

Результативность возможна только в том случае, когда налажен контакт с тему, кому должны передаваться рассматриваемые знания, когда сознательно и ответственно используют приемы и методы психологического воздействия.

Компоненты педагогического взаимодействия

Педагогически обоснованным взаимодействием предполагается диалог между педагогом и воспитанником в духе доброжелательности, взаимной пользы, обучения и развития. Главным качеством педагога выступает его умения быть светлым лучом для других и излучать для окружающих знания и тепло.

В рамках обозначенного взаимодействия двух сторон педагогической деятельности, идет формирование определенных отношений. Это могут быть отношения сотрудничества, внимания, работы, а могут быть отношения диктатуры, доминирования, требований, то есть авторитарные отношения. Процесс взаимодействия рассматривается в качестве целенаправленного взаимообмена и взаимообогащения смыслом деятельности, опытом и эмоциями, установками и различными позициями.

Важнейший фактор, определяющий эффективность педагогического общения, – тип установки учителя.

«Приемы продуктивного взаимодействия с учащимися начальной школы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Определение 2

Установка – это готовность педагога определенным образом реагировать в однотипных ситуациях.

Значение установки в педагогическом взаимодействии невозможно переоценить. Как было отмечено кинорежиссером А.П. Довженко «Даже глядя в лужу, можно увидеть в ней отражение чистого неба и прекрасных звезд, а можно – грязное дно».

Как одно из доказательств того, какой большой вклад может быть внесен учителями в развитие детей их положительной оценкой, могут быть приведены результаты одного эксперимента. Он состоял в следующем. Психологом были протестированы школьники на интеллектуальном уровне, а затем наугад, вне зависимости от результатов теста, из их списка был выбран каждый пятый ученик. Психолог объявил учителям, что именно этими детьми был продемонстрирован уровень интеллекта выше среднего, и что в будущем именно они покажут высокие результаты в учебе. После этого, в конце дня, учитель выставил детям оценки, в результате чего было выяснено, что те дети, которые были названы психологом в качестве наиболее способных, действительно показали наилучший результат. Этим и доказывается зависимость развития Я-концепции от социального окружения ребенка, особенности отношения к нему в процессе педагогического взаимодействия. Установка, данная учителям психологом, передавалась детям по нескольким направлениям. В психологии данный феномен называют эффектом Пигмалиона. Его суть заключается в тои, что если к какому-либо явлению или событию относиться как к уже свершившемуся, оно произойдет на самом деле.

Иными словами, позитивное отношение к личности ученика и система приемов поощрения, представляют важную сторону педагогического взаимодействия.

Прием персонификации является крайне действенным в плане привлечения и удержания внимания, а также для усиления психологического воздействия, когда педагоги используют способность детей к сопереживанию во время восприятия информации.

Прием новизны предполагает, что в начале урока или беседы педагог заинтриговывает своих воспитанников сообщением, касающимся какой-либо новой для них информации.

Успешно овладеть вниманием своих воспитанников помогает прием, который основывается на феномене психической заразительности. Также эффективен прием соучастия.

Психологические приемы, которые используются педагогами на уроках, могут быть условно подразделены на несколько категорий:

  • непосредственно навыки коммуникации, включающие способность вести дискуссию или регулировать ее, а также навыки резюмировать, обобщать, постепенно подводить учеников к ответу, то есть создавать условия, в которых ученики сами совершат открытие знания;
  • паралингвистические категории, состоящие из темпа, тембра, интонаций, пауз, нарочитости и громкости;
  • особенности похвалы и поддержки учащихся;
  • особенность организации рефлексии;
  • анализ психологического состояния учеников на уроках;
  • инструктирование учеников;
  • создание мотивации и организации работы в группах;
  • соблюдение принципов возрастной психологии, то есть избранные формы работы должны соответствовать возрасту учеников и пр.
Дата последнего обновления статьи: 11.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot