Мотивация. Виды и методы мотивации
Мотивация – это побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, который управляет поведением человека и определяет его направленность, организованность, активность и устойчивость, а также способность посредством труда удовлетворять свои материальные потребности.
Внешняя мотивация – это тип мотивации не связанный с содержанием определенной деятельности, но обусловленный внешними относительно к субъекту обстоятельствами.
Внутренняя мотивация – это тип мотивации, связанный не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
Типы мотивации во время изучения иностранного языка
Выделяют несколько типов мотивации при изучении иностранных языков:
- социальная мотивация – каждому образованному человеку необходимо знать английский язык для общего развития, его необходимо изучать как самый распространенный язык в мире;
- ребенок стремится подражать родителям, знающим этот язык;
- изучение языка в качестве программного предмета, чтобы получить хорошую отметку;
- ребенок не хочет быть хуже товарищей;
- ребенок не хочет огорчать уважаемого учителя;
- без знания иностранного языка у ребенка нет возможности читать иностранные вывески, рекламу, упаковочные ярлыки;
- иностранный язык интереснее русского, так как в нем больше незнакомого и необычного.
Внутренняя мотивация:
- перспективы развития личности;
- коммуникативная мотивация;
- на уроках интересно;
- знание языка выступает средством удовлетворения внеурочных интересов –компьютерные игры, современная музыка, общение в интернете и пр.
Методы повышения мотивации
Принято выделять несколько основных методов повышения мотивации изучения иностранного языка:
Эмоциональные методы повышения мотивации:
- поощрение;
- порицание;
- учебно-познавательная игра;
- создание ярких наглядно-образных представлений;
- создание ситуации успеха;
- стимулирующее оценивание;
- свободный выбор заданий;
- удовлетворение желания стать значимой личностью.
Познавательные методы повышения мотивации:
- опора на жизненном опыте;
- познавательный интерес;
- создание проблемной ситуации;
- побуждение искать альтернативные решения;
- выполнить творческие задания;
- мозговой штурм;
- развивающаяся кооперация.
Волевые методы повышения мотивации:
- предъявлять учебные требования;
- информировать об обязательных результатах обучения;
- формировать ответственное отношение к учению;
- познавательные затруднения;
- самооценка деятельности и коррекция;
- рефлексия поведения;
- прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы повышения мотивации:
- развивать желание быть полезным государству;
- побуждать к подражанию сильной личности;
- создавать ситуации взаимопомощи;
- искать контакты и сотрудничество;
- заинтересованность в результате коллективной работы;
- взаимопроверка;
- рецензирование.
Повышение мотивации посредством применения игровых технологий.
При применении игровых технологий, необходимо соблюдать ряд следующих принципов:
- принцип новизны – любая форма и прием работы всегда интересен на занятии. Увлечение учеников постепенно проходит. Спустя несколько уроков то, что изначально вызвало бурный интерес, начинает терять свою изюминку. Разнообразные формы общения быстро начинают восприниматься в качестве очередного задания, требующего выполнения. То есть, учителю необходимо постоянно поддерживать интерес детей, предлагать ему новые типы деятельности и работу, с которой он еще не знаком.
- принцип учета возрастных особенностей и языковая подготовка учеников – преимущественно каждый учитель предметник работает с детьми разного возраста и, если в начальной школе детям предлагается игровое задание или нетрадиционная форма работы, то это же упражнение может использоваться с более сложным языковым материалом в 6 или 7 классе.
- принцип доброжелательности – если учителю удалось расположить к себе детей, то это становится огромным стимулом изучать предмет. Если цель занятий – научить ребенка общаться на иностранном языке, то на уроках должны устанавливаться доверительные отношения. Формализм губит любое общение. Доброжелательные отношения учителя и учащихся, а также членов всей группы помогают в преодолении трудностей, включая дисциплинарные. Огромную роль играет юмор и экспромт на уроке.
- принцип неожиданности – предполагает, что в начале урока детям сообщают, что сегодня они, например, окажутся в сказке. Ученики понимают, что урок-путешествие – это просто выполнение серии заданий, но только в другой форме. Задания или форма работы, которую предлагает учитель, должна превратиться в то, что ученики не предполагали увидеть во время урока.
Повышение мотивации с использованием различных способов оценки
Необходимо правильно оценивать учащихся, любой успех должен поощряться. Нельзя просто сказать негативное слово и подорвать веру учащегося в собственные силы. Например, такие фразы, как «у тебя никогда не получится», «у тебя нет способностей» и пр. Критика должна присутствовать, н должна быть нацелена на ситуацию успеха, например, «Сегодня т недостаточно работал, но если постараешься, то у тебя получится». Даже во внеурочной деятельности лучше оценивать детей не просто словом «молодец», но и какими-нибудь значками или наклейками. Дети будут работать за наклейку или значок гораздо усерднее. Слабоуспевающие дети должны видеть, что несмотря на их небольшие успехи, учитель относится к ним хорошо.
Проектная деятельность как средство повышения мотивации
Проекты дают возможность ученикам выражать собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготавливать коллажи, афиши, рекламные проспекты, путеводители, проводить интервью и исследования, выпускать стенгазеты с необходимыми комментариями.
Проектная методика позволяет легко сочетать самостоятельную индивидуальную работу и групповую и коллективную деятельность; обеспечивает выход речевой деятельности в другие типы занятости; предполагает развитие творческой фантазии, чтобы организовать найденный объем информации и представить ее другим.