Понятие тревоги и тревожности
Тревога – это тип реакции на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, которое характеризуется неопределенным ощущением угрозы.
Тревожность – это индивидуальная особенности психики, которая предполагает повышенную склонность к испытанию беспокойства в разных жизненных ситуациях, включая те, объективные характеристики которых к этому не располагают.
Высокая тревожность может выступать в качестве основы проявления трудностей при обучении и при построении взаимоотношений с окружающими, так как ей создается эмоциональный дискомфорт при общении и затрудняется установление и поддержание контакта, снижается продуктивность познавательной деятельности.
Тревога у детей может проявляться ситуативно, обычно она связана с будущим, которое еще не известно ребенку. Однако если ребенок тревожится часто, а тревога превращается в устойчивое состояние, говорят о возможном формировании у него тревожного характера. Дети, склонные к тревожности, находятся в подавленном настроении, у них плохо налажены контакты с внешним миром, который вызывает у него страх. Постепенно это приводит к заниженной самооценке и выраженному пессимизму.
Дошкольный возраст – период интенсивно протекающих процессов формирования психики на основании предпосылок, сложившихся в раннем детстве.
Эмоциям отведена важная роль в жизни детей, они помогают в восприятии действительности и реагировании на нее. Эмоции проявляются в поведении, они информируют взрослых о тои, что нравится ребенку, сердит или огорчает его. Постепенно мир эмоций становится более богатым и разнообразным.
Дети дошкольного возраста усваивают язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний через взгляды, улыбки, жесты, позы, движения, интонации голоса и пр.
Признаки тревожности
Тревожные дети могут отличаться следующими чертами:
- появление страхов, так как именно страх – обязательный спутник тревожности, которая может перерасти в невротическое состояние;
- неуверенность в своих силах, которая также может перерасти в нерешительность и сформировать соответствующий тип характера.
Иными словами, неуверенные в себе, склонные к сомнениям и колебаниям, робкие и тревожные дети, инфантильные и внушаемые чаще склонны проявлять тревожность.
Все это способствует формированию реакции психологической защиты, проявляющейся агрессией, которая направляется на других. За агрессией скрывается тревога не только от окружающих людей, но и ребенком самим от себя.
Также реакция психологической защиты может выражаться отказом от общения и избегания лиц, от которых эта угроза исходит. Такой ребенок будет одиноким, замкнутым и малоактивным.
Также возможен вариант, что ребенок найдет психологическую защиты в уходе в мир фантазий. В фантазиях ребенок может решить все свои неразрешимые конфликты, найти удовлетворение его невоплощенных потребностей.
Тревожность в качестве своеобразного эмоционального настроя с преобладающим чувством беспокойства и боязни сделать что-либо не ток, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам, развивается обычно к 7-8 годам, в ситуации большого количества неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов.
Главный источник тревог для дошкольников и младших школьников – семья.
Признаки повышенной тревожности у детей:
- суетливость;
- двигательные беспокойства;
- часто повторяющиеся движения – сосание пальца, подергивание ногой, обгрызание ногтей и пр.;
- скованные движения;
- проблемы со сном;
- страх любых перемен;
- сильное беспокойство, когда необходимо начать выполнять новое задание;
- неуверенность в себе и отказ от новых типов деятельности;
- серьезное выражение лица и излишне скромное поведение – глаза опущены, избегание лишних движений, ребенок предпочитает не выделяться;
- заниженная самооценка;
- частые страхи, тревога и беспокойство, которые возникают в безопасных ситуациях.
Причины возникновения тревожности
К основным причинам возникновения тревожности у детей относят:
- чувствительность и впечатлительность ребенка;
- неуверенность в своих силах, ожидание негативных событий и последствий;
- склонность к невротическим вредным привычкам – грызут ногти, дергают волосы и пр.;
- значимые перемены в семье – развод, смерть родителя, рождение ребенка и пр.;
- непоследовательное воспитание в семье – отсутствуют четкие представления о том, когда нужно наказывать детей, а когда нет;
- отсутствует распорядок дня, традиции и ритуалы;
- неблагополучная семья;
- со стороны родителей ребенок получает массу тревожных посылов: «ты плохой», «у тебя не получается» и пр.;
- привязанность ребенка к родителям настолько, что без них он теряется и не может справиться ни с каким заданием.
Помощь ребенку в преодолении тревожности:
- часто у тревожных детей есть потребность взять кого-то под опеку, заботиться и оберегать. Поэтому, большинство детских психологов, сходятся во мнении, что родителям следует попробовать завести домашнее животное, которое будет интересно ребенку – котенка, щенка, попугайчика, хомяка и пр. Совместный уход за ним поможет построить партнерские и доверительные отношения ребенка с родителями, что поможет снизить тревожность;
- полезно выполнение релаксационных упражнений, например, дыхательных упражнений, который помогут ребенку справляться с эмоциональной перегруженностью и преодолевать тревожность;
- обратиться к детскому психологу или психотерапевту, если тревожность у ребенка достаточно ярко выражена и самостоятельно родители не могут оказать ему помощь в преодолении этого чувства, так как даже незначительная детская тревожность может перерасти в причину серьезных психических заболеваний в будущем.