Преемственность в педагогике – это педагогическое явление, отражающее связь между разнообразными ступенями развития, воспитания и обучения ребенка с сохранением различных компонентов воспитания, укрепления его основ при переходе с одной ступени на другую.
Преемственность отражает усвоение ребенком теоретических и практических основ различных направлений деятельности на каждом этапе становления и развития его личности, их сохранение и применение на всех этапах своего личностного развития.
Эффективность воспитательного процесса и образования подрастающего поколения зависит от фактора преемственности в их организации. Иными словами, чтобы достичь должного воспитательного эффекта, достичь, поставленных образовательных целей и задач, требуется сохранение преемственности при переходе между разными уровнями образовательной системы: дошкольным образованием, всеми этапами обучения в школе, профессиональном обучении.
Рисунок 1. Основания для преемственности дошкольного и начального школьного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сущность и структурная организация преемственности в деятельности ДОУ и школе
Преемственность между дошкольным и младшим школьным этапом обучения – это организация деятельности ДОУ, ориентированная на следование требований школ и, учет уровня интеллектуального, нравственного, физического и эстетического развития младшего школьника на начальном этапе его обучения.
Преемственность отражает связь в учебном процессе дошкольников и младших школьников, а также связь в учебно-воспитательной работе воспитателей ДОУ и педагогов младших классов школ.
По своему структурному строению, преемственность представляет собой совокупность следующих компонентов:
- Мотивационно-целевой компонент. Он выступает отражением связи между процессом учения и стремлениями к осуществлению этого процесса;
- Информационный компонент. В нем содержатся знания и навыки деятельности учащихся в области связывания старых теоретических данных, усвоенных на одном этапе обучения, а также практических навыков, с вновь приобретенными на текущей стадии обучения и развития;
- Операционный компонент. В нем содержатся навыки развития общеучебных действий, мыслительной работы и специфических умений и знаний;
- Организационно-рефлексивный компонент. Он отражает умение учащихся строить свою деятельность, исходя из составленного плана, прогнозировать ее итоги, анализировать и оценивать их;
- Компонент отношения. Он отражает тип построения взаимоотношений между педагогами и учащимися, выражает отношение учащихся и их родителей к педагогической деятельности, а также отношение педагога к родителям учащихся.
Преемственность пронизывает всю образовательную систему. Она отражается в единых принципах организации учебно-воспитательного процесса на всех его стадиях, единой направленности педагогической деятельности, а также целевого назначения дошкольного и младшего школьного обучения. Конечно, обучение на этих стадиях имеет и свои специфические цели. Обучение дошкольника нацелено на развитие его личности, социальное становление ребенка, подготовку к школе. Обучение в младших классах нацелено на развитие у детей умений учиться, совершенствовать свои навыки, непрерывно развиваться. При этом, обе ступени обучения направлены на личностное развитие учащегося, раскрытие его творческого потенциала, создание социально развитого человека, владеющего моральными принципами и этическими нормами поведения.
Формы преемственности воспитания дошкольников и младших школьников
Преемственность между ДОУ и школами предполагает формирование связи между методами обучения и воспитания, программами и формами реализации учебно-воспитательного процесса.
Преемственность позволяет установить связь между всеми направлениями развития личности ребенка дошкольного возраста и младшего школьника: нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, психологическое.
Содержание образовательных программ дошкольного обучения и младшего школьного должно быть единой направленности и реализовываться по идентичным технологиям.
Достичь преемственности в деятельности учреждений дошкольного образования и школ возможно в следующих продуктивных формах работы:
- Обоюдное посещение педагогами учебных заведений детского сада и школ занятий другого учебного учреждение. Это позволяет каждой стороне выявить недостатки и достоинства в деятельности другой, дать рекомендации.
- Проведение общих совещаний с присутствием педагогов ДОУ и начальных классов, а также руководства учебных учреждений.
- Приглашение на родительские собрания старших дошкольников педагогов начальных классов для их ознакомления с порядком, правилами и спецификой начального обучения в школе.
- Ознакомление воспитателей ДОУ и педагогов начальных классов с образовательными программами друг друга. Это поможет подготовить дошкольников к начальному этапу школьного обучения, снабдив их необходимыми знаниями, умениями и навыками. А педагоги начальных классов, в свою очередь, будут знать, что дети освоили в дошкольном образовательном заведении т.е. каких знаний от них необходимо требовать и какими знаниями их необходимо обеспечить.
- ДОУ должны организовывать мероприятия, ориентированные на подготовку детей к начальному этапу школьного обучения и, позволяющие упростить процесс прохождения детьми социальной адаптации.
- Педагоги начальных классов консультируются с воспитателями старших групп ДОУ по поводу характеристик детей, поступающих в школу, выясняют уровень их интеллектуального развития, социальной подготовки, владения нравственными качествами, предпочтениями и интересами. Это помогает педагогу создать условия для реализации личностно-ориентированного и индивидуального обучения детей в начальной школе.
- Программа дошкольного обучения должна включать методики воспитания у ребенка познавательной заинтересованности, проявления интереса к школе и мотивации к обучению в ней.