Особенности звукопроизношения детей в дошкольном возрасте
Звукопроизношение – это процесс образования звуков речи, который осуществляется энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата и предполагает регуляцию со стороны ЦНС.
Нарушения звукопроизношения – это комплекс дефектов произношения, который включает дислалию, ринолалию, палатолалию, дизартрию и частично афазию.
Речь ребенка изначально носит импрессивный характер, так как она связана с непосредственными впечатлениями о том или ином предмете, то есть ребенок понимает, о чем речь, но сам еще не говорит.
Слово в качестве звукового комплекса, кроме собственных имен, не является носителем конкретного свойства обозначаемого предмета. Благодаря характерному только для людей высшему анализу и синтезу, каждым словом обобщается вещь через абстрагирование ее от конкретных своих свойств. Иными словами, слово предоставляет возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов и явлений, устанавливает между ними связь, не обращается непосредственно к ним самим.
У детей развитие процессов абстрагирования и обобщения развивается постепенно, начиная со второго года жизни.
Развитие экспрессивной речи идет на основании подражания окружающим взрослым. Это наиболее легкий путь, то есть во время подражания образование новых связей идет за счет работы взрослого, под действием его примера.
В связи с взаимодействием двигательных и слуховых раздражителей дети, при произнесении звука, ощущают артикуляцию и одновременно слышат произносимое, чем уточняется артикуляция. Прослушивая, что говорят окружающие люди, дети рефлекторно артикулируют ее.
Слух имеет ведущую роль в образовании звуков речи. Он начинает функционировать уже с первых минут жизни младенца. С первого месяца жизни начинается выработка слуховых условных рефлексов, а с пяти месяцев совершенствование этого процесса идет значительно быстрее. Младенец начинает отличать материнский голос, музыку и пр. Однако если эти рефлексы не подкреплять, они быстро угаснут. Развитие слуха опережает развитие движений органов речи, но на первых этапах он недостаточно развит, чем обуславливается ряд несовершенств:
- звуки, слоги и слова окружающих ребенок воспринимает не дифференцировано, то есть не осознает разницы между ними. В связи с этим дети могут смешивать один звук с другим и плохо понимают речь;
- слабое критическое отношение и слуховое внимание к речи окружающих и к своей собственной, что тормозит развитие звуковой дифференцировки и их устойчивость в процессе восприятия и воспроизведения. В связи с этим дети могут не замечать своих недочетов, которые превращаются в привычку, которая может быть преодолена позже со значительным трудом.
Развитие фонематического восприятия
Фонематический слух – это способность различать фонемы и понимать смысл речи, что характерно только для человека.
Фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит несколько стадий:
- полное отсутствие дифференциации речевых звуков. Отсутствует понимание речи. Данная стадия считается дофонематической;
- появляется возможность различать акустически далекие фонемы, тогда как акустически близкие фонемы не дифференцируются. Дети слышат звуки по-другому, нежели взрослый. Искаженное произношение обычно свидетельствует о неправильном восприятии речи. Ребенок не различает правильное и неправильное произношение;
- дети начинают слышать звуки в соответствии с их смыслоразличительными признаками. При этом с предметом соотносится и искаженные неправильно произнесенные слова. Сосуществует два типа языкового фона: прежний, косноязычный и формирующий новый;
- экспрессивная речь практически соответствует норме, однако фонематическая дифференциация еще недостаточно стойкая, что проявляется во время восприятия новых слов;
- завершение процесса фонематического развития, когда и восприятие, и экспрессивная речь детей правильные. Признаком перехода является различение правильного и неправильного произношения.
Фонематическое восприятие формируется в тесной взаимосвязи с развитие органов артикуляции.
Иными словами, слух – ведущий анализатор в усвоении речи окружающих. Вместе с этим он же превращается в контролирующий регулятор собственного произношения, чем усиливается развитие фонематического слуха.
Условия формирования правильного звукопроизношения
Формирование произносительной стороны речи – сложный процесс, в ходе которого дети учатся восприятию обращенной к ним звучащей речи и управлению собственными органами речи для ее воспроизведения.
Формирование речи идет постепенно, вместе с ростом и развитием детей, а также проходит в своем развитии несколько качественно отличающихся ступеней развития.
При правильном речевом развитии дети не сразу овладевают нормативным произношением. Изначально центральное управление двигательного анализатора не может подавать верный импульс на органы речи, который вызовет артикуляцию и звук, которые соответствует нормам контролирующего слуха. Первые попытки управлять речевыми органами неточные, грубые и не дифференцируемые. Слуховой контроль их отклоняет.
Воспринимая речь, ребенок сталкивается с разнообразным звучанием слов в потоке речи, то есть фонемы в потоке речи изменчивы. Ребенок слышит множество вариантов звука, которые сливаются в единую слоговую последовательность, образуя непрерывный акустический компонент.
Фонематическим слухом осуществляются операции различения и узнавания фонем, которые являются звуковой оболочкой слова. Он формируется в первую очередь при речевом развитии ребенка. Фонематический слух помогает не только осуществить оценку чужой речи, но и контролировать собственную речь. Речевой слух – важнейший стимул формирования нормированного произношения.
В процессе речевого развития идет образование системно управляемых слуходвигательных образований, которые представляют реальные и материальные знаки языка. Чтобы их актуализировать, необходимо, чтобы существовала крепкая артикуляторная база и ребенок умел образовывать слоги.
Артикуляторная база – это способность приводить органы артикуляции в позиции, которые необходимы для образования звуков, считающихся нормативными в данном языке.
Таким образом, речь – одна из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляет сложная система органов, главная роль в которой отведена деятельности головного мозга.