Сущность экономического и правового воспитания
Экономическое воспитание – это систематическое, целенаправленное влияние общества на человека с целью сформировать у него экономические знания, умения и навыки, потребности и интересы, а также прочие социально-психологические качества, а главное – образ мышления экономически воспитанной личности, которые соответствуют природе рынка.
Чтобы увеличить уровень правовой культуры, как целостного общества, так и отдельной личности, необходимо проведение целенаправленной работы государственных и муниципальных органов, которые проводят работу с населением по вопросу формирования у них правосознания, знаний и умений использовать все ценности в правовой сфере, а также жить и работать в соответствии с ними.
Правовое формирование личности – это многосторонний процесс становления правовой культуры личности под влиянием самых разнообразных причин, включая экономические, общественные, политические, идеологические и пр.
Правовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у человека высокого уровня правовой культуры.
Задачи правового воспитания предполагают формирование:
- знаний о праве;
- внутреннего почтения к праву;
- умения использовать правовые познания в практической деятельности;
- навыков работы в соответствии правовыми предписаниями.
Правовое воспитание подразумевает наличие структуры компонентов, которыми образован процесс воспитания права. Его ключевые составляющие:
- субъекты воспитания – представлены государством и его органами с должностными лицами, социальными организациями, отдельными гражданами;
- объекты воспитания – отдельные индивиды и группы населения – молодежь, военные и пр.;
- содержание воспитания – предоставление воспитуемым юридического общественного опыта;
- формы и методы правового воспитания.
В содержательном смысле задачи правового воспитания предполагают необходимость поднять личное или массовое правосознание до уровня правосознания всего общества. Правовая информация и опыт, которые олицетворены нормами права, а правовым воспитанием подразумевается их усвоение.
Правовое воспитание непосредственно связано с политическим и нравственным воспитанием. У человека не будет сформировано почтение к закону, если не будет уважения к государству и окружающим людям, являющимися носителями субъективных прав и свобод.
Следует сказать, что правовое воспитание осуществляется на нескольких основополагающих принципах:
- взаимосвязь с жизнью и юридической практикой;
- научность;
- наглядность;
- правдивость;
- ориентация на укрепление законности;
- выработка познания работающих норм и умение ими пользоваться.
Формы, методы и средства правового и экономического воспитания
Правовое воспитание проявляется в нескольких формах:
- пропаганда права в средствах глобальной информации – журналах, печатных изданиях, радио, телевидении;
- издание литературы по юридическим темам – популярных листовок, объяснения законов, юридической практики;
- существование и распространение компьютерных баз «Гарант», «Консультант-плюс», а также распространение правовой информации через интернет;
- правовое образование людей – изучение законодательства в школах, институтах, техникумах и вузах;
- профессиональная подготовка специалистов в области права посредством юридических университетов, а также особых курсов повышения квалификации;
- гласное воплощение юридической практики – законотворческая работы целостного государства и отдельных государственных органов в частности;
- создание и распространение произведений искусства и литературы, которые посвящены правовым задачам – фильмы, театральные постановки, произведения писателей.
Формы правового воспитания отражают наружную и поведенческую сторону отношений учителя и учащихся, могут быть устными или печатными. Правовое воспитание при этом не может быть сведено только к правовой информированности граждан. Этот процесс более глубинный, относящийся к делам, связанным с пониманием человеческих прав и свобод, положений Конституции и действующих законов.
Методы правового воспитания – это разного рода приемы педагогического, эмоционального и прочего воздействия на воспитуемых. В первую очередь к ним относят убеждение и принуждение, личный пример, одобрение и порицание и пр.
Средства правового воспитания подразделяют на материальные, состоящие из нормативных и правоприменительных актов, актов толкования права, печатных изданий и журналов, и устные – лекции, семинары и беседы. Также необходимо иметь ввиду, что правовая культура – это элемент единой культуры и работает во взаимосвязи с иными сферами, в связи с чем, необходимо поднять уровень культуры всего общества. Особенно важным в данном направлении считают взаимодействие между правовой и нравственной культурой, так как последняя помогает жизнедеятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.
Экономическое воспитание в условиях социально-экономических изменений, которые сейчас происходят в мире, получает особую актуальность для подрастающего поколения. Оно представляет педагогическую деятельность, направленную на становление и развитие экономической культуры учеников. Экономическая культура подразумевает, что у учеников будут сформированы конкретные моральные и деловые качества, необходимые для будущей их трудовой деятельности: социальная активность, предприимчивость, инициативность, бережное отношение к собственности, ответственность, стремление повысить производительность труда и добиться благосостояния.
Весомый компонент экономической культуры и экономического сознания – знание основного свода законов развития рыночной экономики, принципов увеличения производительности производства, перестройкаиего структуры, улучшения производственных взаимоотношений, совершенствования системы управления и способов ведения хозяйства.