Православная педагогика – это отрасль педагогической науки, занимающаяся исследованием теоретических вопросов религиозного образования и разработкой практических аспектов его организации.
Целевое назначение и сущностные аспекты православной педагогики
Православная педагогика ориентирована на образование детей с опорой на религиозные каноны. Она связана с обучением и воспитанием подрастающего поколения в духе следования религиозным законам.
Целевым назначением православной педагогики выступает создание образовательной среды, способной приблизить учащихся к Богу, вдохновить их на церковный путь развития.
Предметом исследования данной научной отрасли выступает сам ребенок, учащийся, как существо духовное т.е. испытывающий потребность в духовном развитии, установлении связи с Богом и познании мира через православную веру. При этом, каждый учащийся имеет свои психические, физические, эмоциональные, генетические особенности развития, которые определяют специфику православного обучения.
Православная педагогика предполагает сближение человека с Богом через церковь, которая является земным способом связи человека с Богом и позволяет приблизить его к духовной жизни и ее основам.
Подрастающее поколение должно быть приближено к духовной жизни, с установлением связи с Богом. В этом и заключается приоритетная цель православной педагогики и ее основное назначение.
Православная педагогика опирается на Библейское учение, которое закладывается в основу обучения подрастающего поколения. Именно закон Божий, изложенный в Священном писании, становится основополагающим направлением развития учащихся.
Православная педагогика опирается на ряд принципов:
- Принцип христоцентричности. Он означает, что в основе воспитательного и образовательного процесса лежит Христос и его божественное учение. Христос выступает идеалом развития подрастающего поколения. Достичь его уровня - цель каждого учащегося. Он – образец личностного развития, к которому должен стремиться каждый учащийся. Этот идеал т.е. личность Христа лежит в основе православной педагогики и без него она, попросту, не сможет существовать и полноценно функционировать.
- Принцип педоцентричности. Он означает приоритетную позицию личности учащегося в образовательном процессе. Данный принцип присущ педагогическому процессу в целом и, не обошел стороной, и православную педагогику. Ребенок является божьим даром, а, потому, требует приобщения к духовности, к Богу, воспитанию духовно-нравственных качеств, приобщения к религиозным канонам. Педагог ставит личность каждого учащегося и его позицию в образовательном процессе на главенствующее положение т.е. исключается утверждение педагога за счет учащихся.
- Принцип экклезиоцентричности. Он связан с приобщением ребенка к Богу, воспитанием духовности через Церковь. Ребенок знакомится с православной верой, познает содержание Закона Божьего. Именно церковное воспитание и церковное развитие признаются способом познания истины, формирования полезных, плодотворных знаний.
Рассмотрение основ православной педагогики в трудах последователей народной школы
Народная школа – это система обучения, основанная на развитии подрастающего поколения посредством методов народной педагогики, т.е. на связи обучения и воспитания с народом.
Образование в трудах последователей народной педагогики рассматривается как процесс развития подрастающего поколения в социальной среде, под влиянием всего народа, а не отдельных педагогов.
Народная школа впервые зарождается в трудах Фридриха Герберта. Он утверждал, что образование является необходимостью и на него имеют право все люди. Он пропагандировал идею о подлинном образовании всего народа.
Что касается России, то идеи народной школы тесно связываются с церковным воспитанием, т.е. народная школа опирается на церковное учение в своей деятельности. Данные разработки прослеживаются в трудах К.Д. Ушинского – основоположника народной педагогики. Однако, наибольший вклад в развитие народной школы, а главное, ее церковных основ, было внесено Н.И. Ильминским. В своих трудах он рассматривал основы устройства церковноприходских школ, в котором реализовывалось народное образование.
Н.И. Ильминским народная школа рассматривалась в качестве:
- Учебного заведения для низшего класса, т.е. в ней происходит обучение простого народа – крестьян;
- Способа духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Данное развитие выступает основой жизнедеятельности граждан;
- Направления приобщения народа к церкви;
- Направления трудового воспитания подрастающего поколения: привития трудовых навыков деятельности, воспитание трудолюбия.
Народная нравственность, лежащая в основе обучения в народной школе, является, прежде всего, религиозной нравственностью т.е. воспитание нравственности предполагает воспитание веры, православной культуры, постижение Закона Божьего.
Также, одним из последователей народной педагогики – К.П. Победоносцевым были рассмотрены вопросы религиозных основ воспитания и обучения детей. Он выдвигал идею о том, что именно связь с верой, усвоению религиозных канонов выступает основой цельного развития личности, уверенности в собственных силах и возможностях. Только вера позволяет ребенку стать на путь развития и следовать ему.
Победоносцев выдвигает идею воспитания чувства долга и ответственности. Они являются основополагающими принципами функционирования народной школы. По мнению Победоносцева, воспитание чувства долга является необходимостью потому, что оно учит ребенка жить в социальной среде и взаимодействовать с ней. Долг помогает осознать свое место в мире, свою роль в обществе и осознать свои обязанности, которые несет каждый гражданин. Чувство долга возможно воспитать только через религию и веру.