Организация детских наблюдений
Наблюдение – это форма организации детской деятельности, проявляющаяся в планомерном, целенаправленном, проходящем в течение определенного временного периода восприятии детьми объектов и процессов окружающего мира.
Наблюдение нацелено на развитие у детей представлений о том, как устроен природный мир, социальная среда и, по каким законам они функционируют.
Посредством наблюдений происходит установление основных качеств внешнего развития объектов, их структурного устройства, отличительных признаков, причин изменения состояния объектов и процессов, особенностей их развития и сезонных явлений.
Наблюдение имеет важное познавательное значение. Оно применялось в педагогике, в качестве метода познания окружающего мира, с давних времен. В процессе наблюдения у ребенка активизируются мыслительные процессы, развивается сенсорное восприятие. Наблюдение относится к процессам психической деятельности, который опирается на эмоциональное развитие ребенка и его волевые качества.
Наблюдательная деятельность ребенка осуществляется при наличии у них развитых навыков восприятия и обеспечивающих продуктивность процесса наблюдения умений:
- осознавать познавательную задачу;
- реализовывать наблюдение по установленному плану;
- самостоятельно ставить простые цели наблюдения;
- использовать методы и приемы познания, которые были усвоены ранее в новых условиях;
- давать ответы на вопросы взрослых.
Актуальность использования методов наблюдения в дошкольной педагогике обусловлено возрастными особенностями развития детей. Все представления детей об окружающем мире складываются из воспринятых ими визуальных образов. Если образы имеют конкретное, четкое, яркое представление, то детям легче применять их в практической деятельности, использовать для новых познаний.
Наблюдение детьми организуется за счет специальных приемов и методов педагога. Он предлагает детям обследовать объекты окружающего мира, задает наводящие вопросы, сравнивает объекты, устанавливает зависимости между ними.
Процесс наблюдения должен быть оптимально организован: длительность и содержание должны отвечать возрастным особенностям развития детей, объекты должны быть доступными для восприятия ребенком, а педагогу необходимо комментировать наблюдаемую ситуацию, отвечать на вопросы детей.
Процесс наблюдения должен начинаться и завершаться в положительном эмоциональном состоянии ребенка.
В процессе наблюдения развивается общение ребенка. Дети общаются в процессе наблюдения, делятся своими впечатлениями об увиденном, принимают коллективные решения для достижения поставленных целей и задач наблюдательной операции.
Виды и методы образовательной деятельности детей
Образовательную деятельность детей можно подразделить на несколько блоков, каждый из которых имеет свои особенности организации и методику проведения:
Физкультурные занятия. Они организуются с учетом возрастных особенностей развития детей и ориентированы на решение оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. Физическая нагрузка должна соответствовать нормам и при проведении физкультурного занятия должны быть учтены все гигиенические требования. Актуально применение нестандартных методов проведения занятий, творческого подхода. Каждое физкультурное занятие имеет свою структуру проведения, которую необходимо соблюдать. Последовательность занятия важна для физического развития ребенка и реализации воспитательных направлений.
Занятия по речевому развитию. Такие занятия организуются посредством таких методов:
- рассказы об игрушках;
- рассказы по картинкам.
Суть этих приемов сводится к правильному выбору игрушки или картинки, про которую будет вестись рассказ. Важно, проанализировать имеется ли у детей эмоциональный интерес к выбранной игрушке и есть ли связь между процессом наблюдения и речью ребенка. Речевая деятельность ребенка должна быть связана и игровой деятельностью. Эта связь имеет эмоциональный характер, который приводит к побуждению детей описывать игрушки и игровые действия, придумывать собственные рассказы об игрушках. Что касается рассказов по картинкам, то тут необходимо развить у детей навыки выявления внешних признаков изображенных объектов, их свойств, а затем сформировать способности логического строя предложения с соблюдением его структуры. Необходимо научить ребенка вариативному построению предложений, умению слушать рассказы других детей и дополнять их, продолжить рассказ другого ребенка. Это развивает не только речь, но и навыки детского общения.
Развитие элементарных математических представлений. Такие занятия должны быть организованы так, чтобы увлечь и заинтересовать детей т.е. в них должен присутствовать компонент занимательности. Программа занятия должна отвечать возрастным особенностям развития, быть понятной и доступной для них. Основными приемами организации таких занятий являются: развитие сосредоточенного внимания, активизация мыслительной деятельности, развитие самостоятельности, опора на, имеющиеся знания и опыт ребенка, развитие логического мышления. Если занятие интересно ребенку, то он будет принимать участие в коллективном обсуждении какого-то вопроса, дополнять ответы других детей. это развивает навыки общения и взаимодействия детей.
Музыкальные занятия. Необходимо применять различные виды музыкальной деятельности, чередовать их. Обучение должно проходить по плану и опираться на приемы развивающего обучения. Педагог должен уделять внимание степени интеллектуальной, эмоциональной и иных видов нагрузки на занятии. Музыкальные занятия ориентированы на развитие творческих направлений деятельности ребенка.
Занятия по рисованию. Педагог использует различные приемы демонстрации изображений учащимся. Они должны быть представлены четко, в доступной форме, методически грамотно. Дети учатся развитию художественных навыков, а также действовать по правилам и указаниям педагога, применять нестандартный подход в изображении обычных предметов и объектов.