Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Поступление после 11 классов: профориентационная работа с учащимися

Цели и задачи профориентации в школе

Определение 1

Профориентация в школе – это совокупность действий, направленных на выявление у учащихся определенных склонностей и талантов к осуществлению определенных видов профессиональной деятельности, а также действий, ориентированных на помощь им при выборе будущей профессии.

Реализуется профориентация в непосредственной учебно-воспитательной деятельности, а также во внешкольной и внеурочной работе с учениками и их родителями.

Цели профориентации в школе:

  • сформировать у детей готовность трудиться;
  • воспитать качества, способности, свойства, необходимые для дальнейшего осуществления профессиональной деятельности;
  • оказывать профориентационную поддержку школьникам при выборе профессионального пути.

Задачи профориентационной работы в школе:

  • проводить информационную работу с учениками: знакомить их с профессиограммами, актуальной информацией о текущих и будущих потребностях рынка труда, условиями деятельности и уровнем заработной платы;
  • получить, изучить и использовать информацию, касающуюся возможностей, склонностей и интересов школьников, чтобы помочь им самостоятельно выбрать профессию;
  • разработать и внедрить большой объем разных вариантов профильного обучения (программы, уроки, формы, методы, экскурсии и пр.);
  • оказывать поддержку учащимся группы риска, у которых могут возникать проблемы при трудоустройстве (дети, которые отстают в обучении, учатся в классах коррекции и т. д.);
  • вместе с вузами обеспечить плавный переход учеников на следующую ступень обучения.

Основные составляющие профессиональной ориентации учащихся школ

Профориентация в целом представляет собой большую, комплексную систему, состоящую из множества аспектов и направлений, внутри которой выделяют пять компонентов:

«Поступление после 11 классов: профориентационная работа с учащимися » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • экономический компонент – предполагает изучение структуры трудовых ресурсов рынка с точки зрения демографии, условий труда, профнепригодности работников и путей повышения мотивации к трудовой деятельности. Также представляет процесс помощи и мягкое направление на выбор определенной специальности, с учетом интересов ребенка, а также планируемых потребностей рынка;
  • медико-физиологический компонент – предполагает помощь при выборе профессии, учитывая индивидуальные физические возможности или медицинские противопоказания школьников. Знакомство учеников с требованиями, которые предъявляются к разным профессиям;
  • педагогический компонент – предполагает воспитание у детей общественно значимые причины и мотивы выбора профессии;
  • психологический компонент – состоит из достоверного изучения, выявления психологических критериев профессиональной пригодности и структуры личности, а также формирование определенной профессиональной направленности;
  • социальный компонент – предполагает исследование разной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярностью, престижностью, доходностью, общественным мнением, степенью удовлетворенности выбранной профессией. Также социальный компонент профориентации предполагает работу по формированию ценностных ориентаций у школьников, чтобы они осознанно подходили к выбору профессии.

Формы профориентационной работы в школе

Работа с учащимися предполагает:

  • организацию встреч с интересными людьми, представителями разных профессий, представителями вузов и предприятий-работодателей;
  • организацию экскурсий на предприятия и вузы;
  • проведение факультативных занятий, кружков по интересам, углубленного изучения предметов;
  • помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе и за ее пределами;
  • проведение анкетирования учеников;
  • комплексно-профилактическое сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе, то есть консультирование, тестирование, проведение тренингов и т. д.

Работа с родителями:

  • проведение индивидуальных бесед и консультаций для родителей учащихся;
  • проведение лекций для заинтересованных родителей, касающихся их вклада в выбор ребенком профессии и получении соответствующего образования;
  • проведение классных и общешкольных родительских собраний;
  • анкетирование родителей;
  • создание инициативной группы родителей, которые готовы помочь организовать и сопровождать экскурсии, привлекать интересных людей, чтобы они выступали перед классом или самостоятельно рассказывали о своей профессии;
  • привлечение родителей к помощи во временном трудоустройстве старшеклассников на каникулярное время;
  • создание и проведение совместно с родителями кружков разных направлений (художественные, спортивные, театральные и интеллектуальные).

Организационно-методическая деятельность:

  • ведение в школах профориентационной работы, создание собственных и адаптация имеющихся программ по профориентации школьников;
  • помощь педагогам и сотрудникам школы в подборе материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

Оценка эффективности профориентационной работы в школе

Чтобы провести качественную оценку профориентационной работы в школе, применяют 5 результативных критериев и 2 процессуальных. Результативными критериями являются:

  • Достаточность информации, касающейся выбранной профессии и методах ее получения. Школьник может осознанно выбрать профессию, только если знает ее место на рынке труда, условия труда, требования, которые предъявляются к знаниям и физическим характеристикам. При достаточном количестве полученной информации у ученика будет четкое представление своего места в выбранной профессии и необходимые шаги по ее получению.
  • Потребность осознанного выбора будущей профессии. Ученик должен проявлять активность не испытывая давления извне и самостоятельно пробуя себя в интересующих направлениях возможной деятельности.
  • Осознание школьниками общественной значимости труда. В ходе профориентационной работы в школе, ученикам в школах должны прививать отношение к труду как к важной жизненной ценности. В 8-9 классе у школьников такое отношение напрямую взаимосвязано с потребностями осознанного выбора профессии, что оказывает непосредственное воздействие на качество их дальнейшей жизни.
  • Осознание школьниками своих возможностей и интересов. Под руководством школьных, опытных специалистов учащийся постепенно осознает свои желания, ценности, а также физические и моральные возможности и базируясь на них выбирает дальнейший карьерный путь. Здесь большую роль играют школьные психологи и педагоги для того, чтобы максимально корректно определить характеристики ребенка.
  • Наличие плана дальнейших шагов для получения профессии. Школьнику необходимо осознанно выбрать профессию, основываясь на все многообразии информации, которую он получил о рынке труда, учитывая собственное мнение и возможности. После совершения выбора старшекласснику нужно четко представлять все дальнейшие шаги, которые должны в результате привести к искомой профессии. Такой план свидетельствует об успехе проведенной в школе профориентационной деятельности.

В качестве двух процессуальных критериев результативности школьной профориентационной деятельности выступают:

  • индивидуальный характер профориентационной работы – любые предпринимаемые действия должны учитывать личные интересы, способности и возможности каждого учащегося;
  • направленность профориентационной деятельности на разностороннее развитие личности – школьники должны получить возможность самостоятельно выбирать профессию, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги, чтобы получить искомую специальность, а педагоги и родители должны активно способствовать и помогать, но не совершать выбор вместо ребенка.
Дата последнего обновления статьи: 19.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot