Цели и задачи профориентации в школе
Профориентация в школе – это совокупность действий, направленных на выявление у учащихся определенных склонностей и талантов к осуществлению определенных видов профессиональной деятельности, а также действий, ориентированных на помощь им при выборе будущей профессии.
Реализуется профориентация в непосредственной учебно-воспитательной деятельности, а также во внешкольной и внеурочной работе с учениками и их родителями.
Цели профориентации в школе:
- сформировать у детей готовность трудиться;
- воспитать качества, способности, свойства, необходимые для дальнейшего осуществления профессиональной деятельности;
- оказывать профориентационную поддержку школьникам при выборе профессионального пути.
Задачи профориентационной работы в школе:
- проводить информационную работу с учениками: знакомить их с профессиограммами, актуальной информацией о текущих и будущих потребностях рынка труда, условиями деятельности и уровнем заработной платы;
- получить, изучить и использовать информацию, касающуюся возможностей, склонностей и интересов школьников, чтобы помочь им самостоятельно выбрать профессию;
- разработать и внедрить большой объем разных вариантов профильного обучения (программы, уроки, формы, методы, экскурсии и пр.);
- оказывать поддержку учащимся группы риска, у которых могут возникать проблемы при трудоустройстве (дети, которые отстают в обучении, учатся в классах коррекции и т. д.);
- вместе с вузами обеспечить плавный переход учеников на следующую ступень обучения.
Основные составляющие профессиональной ориентации учащихся школ
Профориентация в целом представляет собой большую, комплексную систему, состоящую из множества аспектов и направлений, внутри которой выделяют пять компонентов:
- экономический компонент – предполагает изучение структуры трудовых ресурсов рынка с точки зрения демографии, условий труда, профнепригодности работников и путей повышения мотивации к трудовой деятельности. Также представляет процесс помощи и мягкое направление на выбор определенной специальности, с учетом интересов ребенка, а также планируемых потребностей рынка;
- медико-физиологический компонент – предполагает помощь при выборе профессии, учитывая индивидуальные физические возможности или медицинские противопоказания школьников. Знакомство учеников с требованиями, которые предъявляются к разным профессиям;
- педагогический компонент – предполагает воспитание у детей общественно значимые причины и мотивы выбора профессии;
- психологический компонент – состоит из достоверного изучения, выявления психологических критериев профессиональной пригодности и структуры личности, а также формирование определенной профессиональной направленности;
- социальный компонент – предполагает исследование разной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярностью, престижностью, доходностью, общественным мнением, степенью удовлетворенности выбранной профессией. Также социальный компонент профориентации предполагает работу по формированию ценностных ориентаций у школьников, чтобы они осознанно подходили к выбору профессии.
Формы профориентационной работы в школе
Работа с учащимися предполагает:
- организацию встреч с интересными людьми, представителями разных профессий, представителями вузов и предприятий-работодателей;
- организацию экскурсий на предприятия и вузы;
- проведение факультативных занятий, кружков по интересам, углубленного изучения предметов;
- помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе и за ее пределами;
- проведение анкетирования учеников;
- комплексно-профилактическое сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе, то есть консультирование, тестирование, проведение тренингов и т. д.
Работа с родителями:
- проведение индивидуальных бесед и консультаций для родителей учащихся;
- проведение лекций для заинтересованных родителей, касающихся их вклада в выбор ребенком профессии и получении соответствующего образования;
- проведение классных и общешкольных родительских собраний;
- анкетирование родителей;
- создание инициативной группы родителей, которые готовы помочь организовать и сопровождать экскурсии, привлекать интересных людей, чтобы они выступали перед классом или самостоятельно рассказывали о своей профессии;
- привлечение родителей к помощи во временном трудоустройстве старшеклассников на каникулярное время;
- создание и проведение совместно с родителями кружков разных направлений (художественные, спортивные, театральные и интеллектуальные).
Организационно-методическая деятельность:
- ведение в школах профориентационной работы, создание собственных и адаптация имеющихся программ по профориентации школьников;
- помощь педагогам и сотрудникам школы в подборе материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.
Оценка эффективности профориентационной работы в школе
Чтобы провести качественную оценку профориентационной работы в школе, применяют 5 результативных критериев и 2 процессуальных. Результативными критериями являются:
- Достаточность информации, касающейся выбранной профессии и методах ее получения. Школьник может осознанно выбрать профессию, только если знает ее место на рынке труда, условия труда, требования, которые предъявляются к знаниям и физическим характеристикам. При достаточном количестве полученной информации у ученика будет четкое представление своего места в выбранной профессии и необходимые шаги по ее получению.
- Потребность осознанного выбора будущей профессии. Ученик должен проявлять активность не испытывая давления извне и самостоятельно пробуя себя в интересующих направлениях возможной деятельности.
- Осознание школьниками общественной значимости труда. В ходе профориентационной работы в школе, ученикам в школах должны прививать отношение к труду как к важной жизненной ценности. В 8-9 классе у школьников такое отношение напрямую взаимосвязано с потребностями осознанного выбора профессии, что оказывает непосредственное воздействие на качество их дальнейшей жизни.
- Осознание школьниками своих возможностей и интересов. Под руководством школьных, опытных специалистов учащийся постепенно осознает свои желания, ценности, а также физические и моральные возможности и базируясь на них выбирает дальнейший карьерный путь. Здесь большую роль играют школьные психологи и педагоги для того, чтобы максимально корректно определить характеристики ребенка.
- Наличие плана дальнейших шагов для получения профессии. Школьнику необходимо осознанно выбрать профессию, основываясь на все многообразии информации, которую он получил о рынке труда, учитывая собственное мнение и возможности. После совершения выбора старшекласснику нужно четко представлять все дальнейшие шаги, которые должны в результате привести к искомой профессии. Такой план свидетельствует об успехе проведенной в школе профориентационной деятельности.
В качестве двух процессуальных критериев результативности школьной профориентационной деятельности выступают:
- индивидуальный характер профориентационной работы – любые предпринимаемые действия должны учитывать личные интересы, способности и возможности каждого учащегося;
- направленность профориентационной деятельности на разностороннее развитие личности – школьники должны получить возможность самостоятельно выбирать профессию, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги, чтобы получить искомую специальность, а педагоги и родители должны активно способствовать и помогать, но не совершать выбор вместо ребенка.