Построение коррекционно-развивающей среды - это организация пространства на основе соблюдения чистоты, порядка, выполнения требований к подбору оборудования и атрибутов среды, отвечающих конкретным потребностям коррекционного обучения и способствующих всестороннему развитию ребенка, устранению или сглаживанию дефектов его развития
Такая среда формируется в дошкольных учреждения коррекционного типа, а также организуется в ДОУ и школах, деятельность которых ориентирована на реализацию основ инклюзивного образования.
Она выступает способом создания благоприятных условий для развития у детей с ограниченными возможностями самостоятельности, реализации ими разных видов деятельности, а также механизмом развития компетентности ребенка в сфере социального общения и взаимодействия.
Принципы построения коррекционно-развивающей образовательной среды ДОУ
Для обучения и развития детей с ограниченными возможностями, а именно, с нарушением зрения, построение предметно-развивающей среды имеет свои особенности. Они обусловлены спецификой развития ребенка с нарушением зрения и методическими основами коррекционной работы, направленной на устранение дефектов зрения и обеспечения полноценного развития такого ребенка. Коррекционно-развивающее пространство строится с опорой на следующие принципы:
- Принцип профилактической направленности. Среда и ее составные компоненты должны предупреждать развитие вторичных отклонений в развитии ребенка с ОВЗ.
- Принцип поэтапного развития ребенка. Среда создает условия для последовательного включения ребенка в социальную среду и разные виды деятельности. Для этого, подбирается специальное оборудование и определенным образом размещаются компоненты в нем, различные блоки специального назначения, которые решают разные проблемы развития ребенка.
- Принцип сохранности и постоянства. Он означает расположение объектов среды на одном месте, постоянный контроль за расположением объектов по своим местам. Это упростит ребенку с нарушениями зрения поиск необходимых атрибутов для самостоятельной деятельности.
- Принцип трансформированного воздействия среды на развитие ребенка. Она ориентирована на компенсацию недостатков в развитии ребенка, активизацию его сохранных функций и их использование в качестве основы полноценного развития ребенка с нарушением зрения.
- Принцип акцентирования внимания на особенностях развития ребенка с нарушением зрения. Он означает включение в состав среды специального оборудования, предметов и иных компонентов, ориентированных на создание условий ощущения чувства комфорта и чувства удовлетворения при нахождении в предметно-развивающем пространстве и ликвидацию ощущения собственной беспомощности.
- Принцип соблюдения офтальмо-гигиенических норм. Построение среды должно отвечать техники безопасности, содержать вспомогательное оборудование, ориентированное на свободное перемещение по ней ребенка с нарушением зрения, опираться на принципы эргономичности.
Таким образом, от правильной организации среды, наполнения ее необходимым оборудованием, акцентирования внимания на специфике развития ребенка с нарушением зрения, зависит полнота его информационного восприятия, точность и качество его коррекционного развития.
Компоненты коррекционно-развивающей среды
Среда, в которой предполагается развитие ребенка с ОВЗ, нарушением зрительного восприятия и визуальной ориентации, формируется таким образом, чтобы создать условия для игровой деятельности, художественного творчества и физического развития ребенка. Это требует наполнения среды следующими компонентами:
- Компоненты, направленные на развитие цветовосприятия детей. Они включают в себя разнообразные цветные коврики, цветные шарики, бусы, клубки ниток, цветные ленты, флажки разных цветов и др. объекты, которые применяются в дидактических играх, направленных на формирование навыков цветового восприятия.
- Строительный материал. Сюда входят разнообразные компоненты для реализации конструкторской деятельности. Кто могут быть кубики, пластмассовые кирпичи, настольные призмы и др.
- Куклы и игрушки в виде животных, растений. Такие игрушки позволяют подбирать им одежду, обувь, выполнять разнообразные манипуляции, осваивая основы жизнедеятельности, формируя бытовые навыки.
- Мозаика и сортеры. Такие игры направлены на общее развитие ребенка, развитие моторных функций и формирование навыков восприятия.
Рисунок 1. Компоненты коррекционно-развивающей среды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия организации коррекционно-развивающей образовательной среды
Чтобы создать в учебном заведении любого уровня оптимальную коррекционно-развивающую среду, ориентированную на развитие детей с нарушениями зрения, требуется учитывать следующие важные условия:
- Освещенность среды. Освещенность пространства является приоритетным фактором при организации развивающего пространства. Должен быть использован дневной свет, который положительно сказывается на развитии организма детей любого возраста и уровня развития. Яркость освещения (особенно искусственного) должна быть равномерно распределена по помещению, слепящий свет исключен. Кроме того, на подбор яркости освещения влияет окраска помещения и его оборудования – столов, стульев, стен, пола и т.д. Зрительное восприятие ребенка улучшится при оптимальном подборе освещения и яркости;
- Использование натуральных моделей для наполнения среды. Коррекционно-развивающая среда должна быть наполнена реальными предметами, природными материалами, муляжами. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог познавать окружающий мир, посредство восприятия его на ощупь;
- Формирование пространства с учетом антропометрических данных детей. Они позволяют учесть мобильность ребенка с нарушением зрения, его социальное развитие и социальную компетентность;
- Многофункциональность среды. Она должна быть наполнена разными средствами, разным оборудованием и быть ориентирована на решение разнообразных коррекционных задач.