Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие, система трудового воспитания

Трудовое воспитание в педагогике

Определение 1

Труд – это целесообразная сознательная деятельность человека, осуществляемая для удовлетворения потребностей индивида и общества.

В обществе каждый человек должен трудиться, так как труд является основой развития личности. Если человек продуктивно трудится продолжительное время, он может применить наработанные навыки в любом типе деятельности. Поэтому трудовое воспитание определяется в качестве главной составляющей воспитательного процесса.

Функции трудового воспитания

Определение 2

Трудовое воспитание – это организация и стимулирование трудовой деятельности учеников, формирование у них трудовых умений и навыков.

Выделяют следующие функции трудового воспитания:

  • позитивное воздействие на физическое развитие ребенка, особенно при трудовой деятельности на свежем воздухе;
  • развитие умственных способностей ребенка;
  • воспитание нравственности;
  • повышение личностной самооценки, в процессе трудовой деятельности человек понимает, насколько он необходим для общественного развития, осознает общественный долг;
  • налаживание товарищеских и коллективных взаимоотношений, ребенок учится коллективной работе, а также распределению обязанностей между коллективом;
  • помощь в выборе профессии, определение склонности к определенному типу деятельности.

Для трудового воспитания трудовая деятельность должна быть организована в разных направлениях. Это помогает детям пробовать свои силы в различных типах деятельности и выбрать будущую профессию.

Трудолюбие

Основной целью трудового воспитания можно считать необходимость выработать у воспитанников любовь к трудовой деятельности, желание регулярно повышать качество труда, проявлять активное жизненное участие и пр.

«Понятие, система трудового воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Положительное отношение к труду может быть достигнуто убеждением, разъяснением и упражнением. Иными словами, идет формирование трудолюбия. Трудолюбие определяется следующими элементами:

  • мотивацией к трудовой деятельности;
  • способностью трудиться;
  • силой воли, необходимой, чтобы преодолевать трудности, которые могут возникать в процессе трудовой деятельности;
  • сознательным выполнением труда для себя и общества в целом.

Дети младшего школьного возраста могут выполнять поделки, аппликации, гербарии, рисунки и пр. Старшеклассники делают полезные вещи для школы и быта, например, кормушки для птиц. Дети заботятся о животных из живого уголка, ухаживают за растениями. В старших классах учащиеся также могут заниматься уборкой пришкольных участков, озеленением территории, помогать организовывать праздники и пр.

В развитии навыков и потребностей трудовой деятельности на самых ранних этапах важную роль играет семья. Если ребенка с детства приучают к труду, у него есть собственные обязанности – собирать игрушки, следить за чистотой одежды, лица и рук. С самого раннего детства человек должен учиться аккуратно относиться к результатам собственного и чужого труда, так понимает, что на это затрачено определенное количество усилий.

С началом школьной жизни, сфера трудовой деятельности ребенка расширяется, в чем и возникают противоречия. Противоречие может возникнуть в связи с различиями домашнего и школьного труда. Но интерес к труду у ребенка повышается постепенно, с увеличением разнообразия типов трудовой деятельности.

Принято выделять следующие способы организации труда в современных образовательных учреждениях:

  • индивидуальные поручения, которые способствуют развитию бережливости и трудолюбия у детей;
  • организация производственного кооператива с возможностью реального заработка;
  • формирование и поддержание трудовых обычаев в школе;
  • создание постоянных и временных объединений, которые направлены на выполнение конкретного типа деятельности.
Замечание 1

Задача трудового воспитания – осуществлять начальное профессиональное образование, вырабатывать трудолюбие, а также прочие нравственные качества, положительное отношение к труду и его результатам.

Трудовым воспитанием прививается уважение к труду и трудящимся людям. В процессе трудового воспитания ученики знакомятся с базисом современного сельскохозяйственного и промышленного производства, транспортной и строительной отраслям. Труду отведена важная роль в профессиональной подготовке детей, так как побуждает сознательно выбирать профессию, основываясь на индивидуальных способностях и навыках.

Сейчас отмечают, что молодежь в школах не проявляет желания трудиться, оказывая ленивое и пренебрежительно отношение к труду, халатность и несерьезность. Это происходит под влиянием обострившихся противоречий, порождающих отрицательные явления. Школьники с неохотой выполняют поручения, так как их деятельность примитивна и не разнообразна. Но это можно исправить. Нужно лишь постараться организовать для учеников общественно полезный труд, проявляя экономическое воспитание.

Система трудового воспитания

Разнообразные типы физической и интеллектуальной деятельности, развитое техническое мышление и позитивное отношение к трудовой деятельности, общение внутри трудового коллектива являются основополагающими механизмами осуществления трудового воспитания. Мыслительной трудовой деятельностью формируется у ребенка ряд творческих помыслов, самоотдачу, творческое отношение к трудовой деятельности. Техническое мышление необходимо, чтобы накопить технологические знания и опыт при организации эффективного труда, а также, чтобы оценить результаты собственной трудовой деятельности.

Трудовой деятельностью формируются навыки, умения преодоления физического перенапряжения. Основные типы трудовой деятельности детей представлены структурой трудового воспитания. При этом на первое место выдвигается учебный труд, так как интеллектуальный труд – один из наиболее тяжелых.

Детям необходимо помочь полюбить труд, чтобы они чувствовали свою в нем потребность. Ребенку нужно понимать, что труд – не обуза или наказание, а жизненная потребность, средство реализации своих врожденных склонностей и талантов.

Дата последнего обновления статьи: 31.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot