Шкала – это средство, направленное на фиксацию результатов измерения свойств объектов посредством упорядочивания их в конкретную числовую систему, в рамках которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах.
Во время упорядочивания каждому из элементов выборки определяется соответствующий шкальный индекс (балл), который и устанавливает положение исследуемого результата на шкале.
Понятие шкалирования в педагогике
Шкалирование — это операция, направленная на упорядочивание конкретных исходных эмпирических данных посредством перевода их в шкальные оценки.
Шкала предоставляет возможность упорядочить те явления, которые исследуются или наблюдаются, и дать им количественную оценку (квантирование). С помощью шкалирования определяется высшая и низшая ступени исследуемого объекта или явления.
В психолого-педагогических исследованиях общепринятой является классификация шкал, разработанная и предложенная С. Стивенсоном. Данная классификация предусматривает четыре основных метода измерения, которые связаны с разнообразными правилами измерения. Данные методы принято называть измерительными шкалами.
Классификация шкал в педагогике (автор С. Стивенсон):
Качественные дискретные шкалы:
- шкала наименований (номинальная);
- шкала порядковая (ранговая).
Качественные непрерывные шкалы:
- интервальная шкала;
- шкала отношений.
В педагогических исследованиях шкалы различают по характеру свойств, которые заложены в основу их построения.
К основным свойствам относятся:
- идентичность шкалы, позволяющая объективно и однозначно соотнести объект с конкретной категорией;
- транзитивность, способствует осуществлению ранжирования исследуемого объекта в установленном порядке;
- метричность, обеспечивает единую единицу измерения;
- наличие абсолютного нуля.
Характеристика шкалы порядка (порядковая, ранговая, ординальная)
Порядковая шкала (шкала порядка, ранговая или ординарная) – это шкала, предназначенная для осуществления измерения или обозначения степени различия определенного признака или свойства у различных объектов наблюдения (исследования). Например:
- Пятибалльная система оценок знаний, умений и навыков учащихся в общеобразовательных школах.
- Закодированные уровни овладения знаниями или умениями, «от низкого до высокого».
- Ранжируемые иерархии ценностей и предпочтений человека.
Для порядковой школы разработаны разные методы и критерии измерения.
В соответствии с тем, сколько вариантов ответов или баллов имеет шкала, устанавливается ее название и область применения, например, дихотомическая порядковая шкала имеет два варианта (результат): «высокий» - «низкий»; «сдал» - «не сдал»; «прошел тестирование» - «не прошел тестирование».
Отличительной характеристикой порядковой школы является то, что она состоит из ряда упорядоченных объектов, классов или групп. Произвольная замена признаков в ней не допустима. То есть обязательным является сохранение упорядоченности объектов.
Еще одной особенностью является то, что в порядковой шкале сложно сказать о равномерности или неравномерности интервалов между соседними баллами (оценками). Например, невозможно достоверно сказать, что знания учащегося оцененные на «5», отличаются от знаний на «4» на столько же, сколько и знания, оцененные на «4», отличаются от знаний на «3».
Именно поэтому является некорректным использование в педагогике среднего балла, так как вычисление среднего балла предусматривает сложение значений величины, а операция суммы порядковых шкал не может быть определена корректно. Например, утверждать о том, что уровень знаний учащихся в исследуемом экспериментальном классе, в среднем на 0,8 балла выше, чем в контрольном, будет не корректно, в том случае они были измерены в порядковой шкале.
Кроме того, при использовании балльных оценок некорректно, а порой и вовсе абсурдно, делать выводы и утверждения типа того, что «эффективность экспериментальной методики выше контрольной в 3,8 раза».
Разновидности порядкового шкалирования
В настоящее время в педагогике выделено несколько видов порядкового шкалирования:
- Ранжирование – исследуемые объекты распределяются в ряд, то есть упорядочиваются по степени выраженности определенного качества или характеристики. Первое место занимает объект, имеющий наивысший уровень данного качества, соответственно ему присваивается и самый высокий балл, далее идут объекты с менее низкими оценками, занимающие соответствующие места в ряду.
- Группировка объектов – осуществляется по всей совокупности исследуемых объектов в несколько рангов, которые достаточно хорошо отличаются друг от друга по степени выраженности конкретного измеряемого признака.
- Парное сравнение – объединение объектов в пары, в соответствии с наличием у них единого качества или признака. В том случае, если признаки или качества у них равны, то оба объекта получают по одному баллу, если же у кого-то признак выражен больше, то он получает один балл, а другой объект – ноль баллов. После сравнения баллы складываются, и получается количественное выражение сравнения пары объектов.
- Рейтинг – осуществление оценки объекта посредством усреднения оценочных суждений группой компетентных экспертов. Эксперты независимо друг от друга выносят собственную оценку объекту, на основании общего критерия оценок. Усредненный результат экспертной оценки и является рейтингом.
- Метод полярных профилей – это прием, предусматривающий для применения оценки условной шкалы, крайними точками которой будут являться противоположные значения или характеристики исследуемого (наблюдаемого) объекта. Промежуток между полярными точками делится исследователем произвольно на необходимое количество частей (баллов).