Поколения, существовавшие в разные временные эпохи, имеют свои особенные черты, ценностные ориентиры деятельности. Они обусловлены этапом социального развития, в котором происходило становление детской личности и его специфическими чертами.
На появление каждого конкретного поколения оказывают влияние циклы экономического развития. Его динамика, развитие сфер жизни общества, технологические спады и подъемы, научный регресс или прогресс способствует формированию поколений, наделенных определенными чертами, установками, идеала, системой убеждений.
Теория поколений была разработана Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом для исследования динамики развития общества США и формирования его поколений в разные исторические эпохи. На ее основе была разработана теория развития поколений нашего государства, адаптированная под российскую действительность, национальные особенности, культурно-историческую динамику развития.
Рассмотрим одно из поколений, сформированных на современном этапе общественного развития.
Характерные черты поколения Z
К данному поколению относятся лица, родившиеся с конца 90-х годов XX века и до восемнадцатых-двадцатых годов XXI столетия.
Данное поколение развивается в эпоху экономического спада, кризиса, что оказывает на его формирование определенное влияние. В этот период происходит глобализация экономик стран, внедряются инновации во все сферы жизни общества. Кроме того, наблюдается бум стартапов и глобальное потепление. Все это оказывает соответствующее воздействие на формирование данного поколения и его характеристик.
Рисунок 1. Поколение Z. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В общих чертах данное поколение можно охарактеризовать как совокупность молодых людей, которые мыслят по-новому. У них новое направление мышления и их тяжело понимать иным поколениям, привыкшим мыслить совершенно иначе. Поколение Z с трудом понимает, каким образом можно было жить без информационных технологий, и большая часть его жизнедеятельности проходит в виртуальном пространстве.
Данному поколению присущи такие черты:
- Отличная ориентация в информационном мире. Представители поколения Z могут работать с различными видами информации и совершать с ней любые операции;
- Развитое клиповое мышление. Это означает восприятие информационных данных в кратком представлении и наглядных формах. Внимание может быть сосредоточено на объекте, явлении, процессе в течение нескольких секунд – не более 10;
- Отсутствие стремления к запоминанию данных. Информация находится в постоянном свободном доступе, благодаря электронным гаджетам, интернет-сети. Это приводит к снижению работы памяти;
- Стирание границ между реальностью и виртуальностью. Зачастую, молодые люди не видят разницы этих миров и не дифференцируют свои действия в них;
- Инфантилизм. Он означает преобладание наивности в характере, наивности в поведении в различных сферах социальной жизнедеятельности, в бытовых процессах, а также, неспособность принимать решения, продумывать их заранее и желание полагаться на случай;
- Способность к одновременному выполнению нескольких дел;
- Наличие уверенности в своей уникальности, особых чертах, особой роли в обществе;
- Тяга к знаниям и развитию. Однако, эта тяга не наблюдается в обучении в традиционных его формах. Она связана с онлайн-формами обучения, прохождением различных онлайн-курсов, вебинаров. Они принимают знания в качестве необходимых для достижения жизненных успехов;
- Толерантность и открытость. Новому поколению присуща терпимость к чужому мнению и чужой индивидуальности, уход от национализма и расизма;
- Наличие стремления к лидерству;
- Креативность мышления и подхода к любой деятельности. наблюдается активное избегание создания продуктов, которые уже имеются, развиваются собственные идеи, творчески подаются, формируются бренды;
- Болезненное отношение к критике. Они с трудом принимают свои ошибки, свою неправоту и тяжело смиряются с критикой своей деятельности, своих творений.
Рисунок 2. Отличие Z от предыдущих поколений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности организации образования поколения Z
Как уже было отмечено, поколение Z не способно продуктивно обучаться по стандартам предыдущих поколений. Такое обучение вызывает скуку, что, естественно, снижает мотивацию к познанию и развитию.
Естественно, черты старых типов обучения сохраняются в современной системе образования. Многие из них дают положительный эффект, многие принимаются учащимися и стимулируют их тягу к познанию.
Разработка инновационных методов и приемов образовательной деятельности опирается на особенности восприятия данного поколения. К ним относятся:
- Отсутствие интереса и желания писать контрольные работы. Это обусловлено их монотонностью и одинаковостью. Для этого, применяются иные способы контрольной деятельности и выставления оценок на основании создания условий для самовыражения, самореализации каждого конкретного учащегося. Распространено тестирование знаний, создание творческих проектов.
- Сложность восприятия больших объемов текстовой информации. Обучению придается характер интерактивности: сочетание учебы с развлечениями. Используются игровые методы обучения, наглядное представление информации в виде презентаций, организация дискуссий на уроках.
- В основе организации любого занятия, любого направления деятельности, этапа обучения лежит краткость представления информации. Она должна нести для учащихся конкретную пользу и представляться в интересных формах, чтобы устранить обыденность из образовательного процесса.
- Потребность в самостоятельности. Это требует создания условий для проектирования учащимися собственного образовательного маршрута, разработки собственных проектов, принятия решений. Командная работа, также, важна, но менее значима для представителей данных поколений. Самостоятельность – основа их развития и самореализации.
Следует, также, отметить, что современное развитие общества идет быстрыми темпами. В силу этого, у детей требуется развивать навыки быстрого реагирования на меняющуюся информационную действительность, адаптацию к ней.