Поколение Y – это люди, родившиеся в период с 1980 по 2003 год.
Представителей данного поколения именуют «миллениалами». Этот термин был введен разработчиками теории поколений Н. Хоувом и У. Штраусом.
В нашей стране была разработана адаптированная теория поколений, отвечающая национальной специфике и культурно-историческим особенностям развития общества.
Факторы, оказавшие воздействие на формирование поколения Y
Теория поколений исходит из того, что формирование поколений, их ценностей и жизненных установок происходит под воздействием социально-экономических факторов, а именно, циклов экономического развития.
Формирование поколения Y происходило под воздействием следующих факторов:
- Распад СССР.
- Перестроечный период развития страны.
- Катастрофа на Чернобыльской ГЭС.
- Экономический кризис, характеризующийся дефолтом и, повлекший за собой социальные беспорядки.
- Активное развитие терроризма.
- Военные конфликты.
- Научно-технический прогресс.
- Развитие информационного общества.
- Развитие эпохи брендов.
Конечно, наибольшее влияние на формирование поколения Y оказала перестройка, распад Советского Союза, построение капиталистического государства и, связанные с этим беспорядки в стране, вызвавшие экономический упадок и повлекшие за собой развитие террористических группировок. Эти факторы заложили основу психологического формирования личности представителей той эпохи.
Кроме того, научно-технический прогресс, информатизация общества наложили свой отпечаток на формирование ценностных установок поколения.
Специфические черты психологического развития представителей поколения Y
Поколение Y, формируемое под воздействием рассмотренных факторов, приобрело определенные психологические черты и ценностные ориентиры деятельности, которые, во многом, значительно отличают данное поколение от других. К ним относятся:
- Отсутствие спешки во всех начинаниях. Миллениалы застали экономическую нестабильность, кризисы, неустойчивое социальное развитие общества. Потому, они не считают необходимым скорейшее построение собственной семьи, покупку жилья и продвижение по карьерной лестнице. Кроме того, тут играют роль еще и экономические факторы: переход к рыночной экономики изменил ситуацию на рынке труда и привел к росту цен на недвижимость. Покупка собственного жилья (которым ранее, в большинстве случаев, обеспечивались семьи) стала невозможной для основной массы граждан. Отсюда и отсутствие спешки в заведении семьи и детей.
- Нежелание повторять ошибки родителей. У Y сформировался образ неуспешного ведения жизнедеятельности родителями, поскольку, это не дало хороших результатов – распад государства и общества, перестройка и т.д. Они не желают жить, только для того, чтобы работать, усиленно трудиться и продвигаться по карьерной лестнице.
- Желание получить от жизни максимум удовольствия. Оно проявляется в занятиях разными видами деятельности: экстремальный спорт, музыка, танцы.
- Нежелание прилагать усилия для достижения поставленных целей. Ярко выраженное желание получать все легким путем.
- Развитая любознательность.
- Потребность в психологическом комфорте во всех сферах и направлениях деятельности. Это касается и семейного быта, и рабочей обстановки. Завоевание престижа не является их самоцелью. Потому, они не терпят напора на рабочем месте и легко поменяют место работы в случае активной диктатуры начальства.
- Стремление к горизонтальному, а не вертикальному развитию. Это означает, что миллениалы не желают развиваться только в одной сфере и совершенствоваться в ней. Они стремятся к получению дополнительного образования, пробуют себя и свои силы в разных сферах деятельности.
- Уверенность в себе и своих силах.
- Слабое развитие идеологии.
- Высокий уровень развития оптимизма.
Некоторые типы представителей поколения Y
Среди представителей поколения Y были выделены несколько различных типов, характеризующиеся определенными параметрами. Эти параметры отражают их реакцию на экономические процессы, информатизацию и глобализацию общества.
Рассмотрим эти типы и их характеристики:
- Безнадежные Y. Представители данного типа ориентируются на выполнение разнородных задач в сфере профессиональной деятельности, при этом не имеют законченного высшего образования, перспектив развития. Они не способны удержаться на одном рабочем месте длительное время. При этом, наблюдается их уверенность в достижении лучшего, в заслуживании чего-то большего и значимого.
- Ностальгирующие Y. Они не стремятся к трудовой деятельности, взятию на себя ответственности. Им присуще бессмысленное времяпрепровождение, отсутствие интереса к различным видам деятельности, продуктивному времяпрепровождению.
- Брограммеры. Представители данного типа характеризуются амбициозностью, разработкой новых идей и их воплощением в жизнь, без предварительного планирования и прогнозирования результатов.
- Частично занятые. Такие люди находятся в активном поиске хорошей работы и «заслуженной з/п. Они склонны к выполнению разовых заданий, «шабашек, пока не найдут что-то свое.
- Энтузиасты. Представителям данного типа характерен яркий ум, любознательность, желание развиваться и совершенствоваться, менять места жизни и работы, постоянно находить для себя что-то новое и интересное.
- Кризис-миллениалы. Представителям данного типа свойственна неуверенность в себе, неумение принимать решения, нести за них ответственность. Они не могут полноценно, четко охарактеризовать свою личность и свои успехи, заменяя все расплывчатыми формулировками.
- Миллениалы-карьеристы. Они ориентированы на финансовое благополучие и построение карьеры. Как правило, к данной категории относятся представительницы женского пола, отдающие предпочтение карьере, а не семейной жизни и роли матерей.
Следуют отметить, что независимо от типа, к которому относятся представители поколения миллениалов, все они ценят свободу, равноправие, положительно относятся к коллективному взаимодействию и партнерским отношениям.