Характеристики личности подростка как субъекта учебной деятельности
Подросток – это человек переходного возраста - от 12 до 16 лет.
Этот период имеет свои особенности становления, обусловленные кризисом ее развития. В это время происходит взросление и начинает формироваться потребность в признании и самоутверждении. В этот возрастной период, индивид формирует свое самосознание и занимается сопоставлением своих реальных возможностей, своего реального бытия с идеальным. При возникновении противоречия начинается поиск путей его устранения: проявления себя, своей идентичности. Это реализуется в разных формах и разными методами.
Как субъект учебной деятельности, подросток характеризуется следующими параметрами:
- Желание утвердить свою субъектную уникальность, идентифицировать себя в обучении. Это происходит в форме проявления себя, выделения среди одноклассников;
- Возрастание социальной активности учащегося. Подросток осваивает нормы и ценности социального поведения и стремится найти свое место в социальном мире, занять его, стать достойным, особенным гражданином;
- Связь социальной активности личности подростка с его интеллектуальным развитием. Мотивация к обучению преломляется в подростковом возрасте узко значимыми мотивами социальной жизнедеятельности;
- Отсутствие абсолютного авторитета взрослого, педагога в его образовательной деятельности. Авторитет педагога – важный фактор успешной учебной деятельности подростка. Однако, его сохранение сложный процесс. В этот период наблюдается противопоставление себя взрослым, поскольку сам подросток «уже взрослый», но неразвитость самостоятельности, неумение принимать решения и нежелание нести ответственность вырабатывают потребность в авторитете. Этим авторитетом может стать как педагог, так и иное лицо, порой, отрицательно воздействующее на становление его личности;
- Принятие ценностей того или иного направления в качестве основы дальнейшего обучения, его продолжения и профессионального развития.
Подросток как субъект учебной деятельности имеет важную особенность. Она заключается в совершении им выбора продолжать обучение. Этот выбор может быть самостоятельным решением, а может быть результатом воздействия окружения, чьего-то авторитета.
Специфика учебной деятельности подростка
Процесс обучения для подростка сопряжен с его самоутверждением и социальным развитием. В учебе его привлекают те направления деятельности, которые позволяют ему почувствовать себя взрослее, вырасти в собственных глазах и отличиться в обществе.
Кроме того, в этот период формируется профессиональная направленность обучения. Подросток уже может искать свой профессиональный путь, рассматривать жизненные перспективы, ставить для себя определенные цели и работать на их достижение.
Рисунок 1. Подросток как субъект учебной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Учебная деятельность индивида подросткового возраста обладает рядом специфических признаков. К ним относятся:
- Рассмотрение знаний в качестве конкретной ценности, которая поможет завоевать признание окружающих, авторитет у сверстников;
- Самостоятельный поиск подростком научных знаний и творческих направлений деятельности. Подростки склонны пробовать себя в разных видах и направлениях деятельности;
- Радость доставляют только те знания, постижение которых является выбором самого подростка. В этой связи, школьное обучение, редко вызывает радость и эмоциональный подъем. Ведь эти знания не были выбраны подростком. Он считает их навязанными и может их усваивать в силу желания чего-то достичь, быть лучшим, а может и нет, акцентируя внимание на тех дисциплинах, которые ему интересны;
- Связь успеха в обучении с отношением к нему. Если учащийся сталкивается с проблемами в обучении, испытывает проблемы в познании какой-то научной области, то это формирует отрицательное отношение к предмету, а иногда, и ко всей учебной деятельности;
- Признание сверстников – основной стимул к познанию и учению. Если знания позволяют завоевать авторитет, то они будут добываться подростком;
- Необходимость совпадения оценок подростка с его самооценкой. Их расхождение ведет к внутреннему конфликту;
- Активное развитие познавательной сферы требует от подростка активизации мышления и восприятия. Уровень учебно-познавательной деятельности возрастает и углубляется;
- Интеллектуализация процессов восприятия учебной информации. Подросток способен выделить сущность рассматриваемых объектов, процессов, их особенности, важные характеристики. Механическое запоминание информации теряет свою актуальность;
- Углубление содержания устных высказываний. Фразы приобретают оценочную направленность, расширяется активный словарь, формируется разнообразие синтаксического строя речи.
Учебная деятельность подростка направлена на построение некоего идеала, которого он хочет достичь в будущем. Он ориентирован на будущее, а потому, отстаивает свою самостоятельность и самодостаточность. В это время происходит активное развитие его самосознания.
Стремление выделиться, завоевать авторитет у сверстников может как положительно сказываться на познавательной мотивации, так и сводить ее на нет. Это происходит тогда, когда подросток выбирает иной способ завоевания авторитета и проявления своей исключительности (например, в творческой области деятельности, в спорте и др.).
Рисунок 2. Учебная деятельность подростка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Этапы становления субъектной позиции подростка в обучении
Становление субъектной позиции подростка в учебном процессе проходит в два этапа:
- Первый этап охватывает возрастной период от 11 до 13 лет. В это время осуществляется развитие рефлексии личности учащегося. Это приводит к изменению учебных действий и постановки учащимися новых учебных задач, выбору новых направлений деятельности. это приводит к тому, что подросток, желая проявить себя, показать свою роль, значимость, возможности самостоятельного выбора стремится занять позицию педагога в обучении, самостоятельно выбирая его содержание и методы. Тогда, формируется его субъектная позиция в обучении и осуществляется постановка учебных целей.
- Второй этап охватывает возрастной период от 13 до 15 лет. Он связан с утверждение своей субъектной позиции и проектированием собственного образовательного маршрута, траектории развитии.