Понятие подготовки к школе
Подготовка к школе – это совокупность мероприятий, направленных на формирование готовности ребенка к обучению в школе.
Подготовить детей к обучению в школе – всегда актуальная задача для детских садов. Так как положительный результат дошкольного образования – это:
- готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному и т.д.;
- появление у детей первичной целостной картины мира, то есть осмысленного и систематизированного первичного знания о мире, что представляет основу для адекватной деятельности человека в мире.
Практика работы детских садов демонстрирует необходимость использовать единые критерии определения готовности к школьному обучению, оптимизировать методы современной оценки школьной готовности и создает ориентировочную модель выпускника дошкольного учреждения, то есть будущего первоклассника.
Обычно выделяют три аспекта школьной зрелости:
- интеллектуальный;
- эмоциональный;
- социальный.
Интеллектуальная зрелость предполагает дифференцированное восприятие, включающее:
- перцептивную зрелость, выраженную способностью выделения фигуры из фона;
- концентрацию внимания;
- аналитическое мышление, выраженное способностью постигать основные связи между явлениями;
- логическое запоминание;
- способность воспроизведения образцов;
- развитие тонких движений руки и сенсомоторной координации.
Эмоциональная зрелость рассматривается в качестве сокращения импульсивных реакций и возможности продолжительное время выполнять не очень интересные задания.
Социальная зрелость предполагает потребность ребенка общаться со сверстниками и подчинение своего поведения законам детских групп, а также способность исполнения роли ученика в ситуации школьного обучения.
Подготовка ребенка к школьному обучению
Если все три названные выше группы параметров готовности к школьному обучению будут у детей достаточно развиты, то они не испытают трудностей в обучении в школе, а их незрелость выступает основной причиной неуспеваемости учеников. Этим объясняется основная цель психолого-педагогической работы с детьми в ДОУ.
Форма проведения занятий с детьми зависит от задач обучения и должна соответствовать требованиям ФГОС ДО. Наиболее эффективно дети овладевают знаниями и навыками, имеющими наглядную основу, например, иллюстрации, а также предполагающими игровую или практическую деятельность, то есть конструирование, рисование и пр.
Использование игр помогает создавать у детей эмоциональный настрой, повышать мотивацию выполнять деятельность, обеспечивая возможность изучения или повторения материала более вариативно.
Это объясняет необходимость использования различных видов деятельности на занятиях. С детьми нужно рисовать, играть, конструировать и лепить под музыку. Но вся эта деятельность должна быть направлена на формирование психологического портрета будущего первоклассника.
При необходимости проводить коррекционно-развивающие занятия можно использовать разнообразные элементы арт-терапии, например, библиотерапию, то есть чтение психологических сказок, стихов и загадок, игротерапию, релаксацию, сказкотерапию и пр.
Но нельзя забывать и о правилах здоровьесбержения на коррекционно-развивающих занятиях:
- организация перерывов с применением релаксационных упражнений, направленных на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнения для глаз и физминутки;
- регулирование степени утомляемости детей посредством планирования порядка предъявления заданий в соответствии со степенью их сложности;
- выбор оптимального темпа работы, соответствующего личностным особенностям детей;
- контроль за соблюдением ребенком правильной осанки, положения руки и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и пр.;
- использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, соответствующих возрасту и уровню развития детей.
В работе по подготовке детей к школьному обучению следует применять следующие коррекционно-развивающие игры и упражнения:
- игры и упражнения на развитие внимания;
- упражнения на развитие памяти;
- игры на развитие мыслительных операций и сообразительности;
- игры на развитие восприятия;
- развитие воображения;
- упражнения, направленные на подготовку руки детей к письму;
- игровые упражнения на эмоционально-личностное развитие детей.
К моменту поступления ребенка в школу, дети должны иметь представления о том, что их ждет, как проходит обучение, чтобы у них снизился уровень страхов и тревожности. А главное, у ребенка должно быть желание учиться.
Все названные мероприятия предполагают профилактику школьной дезадаптации, снижение школьной тревожности у детей и страха перед школой, помогают детям легче адаптироваться к условиям учебы в школе.
Проводимые мероприятия оказывают положительное воздействие на развитие интеллектуальной сферы детей, мотивационную, эмоционально-волевую и личностную области развития детей. То есть параметры готовности детей к школьному обучению приближаются к модели выпускника ДОУ. Это свидетельствует об эффективности проводимой работы по подготовке детей к школьному обучению.
В конце учебного года, когда дети выпускаются из ДОУ, следует дать родителям индивидуальные рекомендации, направленные на дальнейшую подготовку детей к обучению в школе в период летнего отдыха.
Иными словами, подготовка в школьному обучению представляет целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок. Литература содержит массу классификаций готовности ребенка к школьному обучению, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяют на физиологическую, психологическую и познавательную зрелость, каждая из которых включает по несколько параметров. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если какой-то параметр не развит или развит недостаточно, это может стать проблемой при обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и пр.