Подготовка к школе
Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка, этап погружения его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и ровесниками.
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей на этапе подготовки детей к школе – важнейшее направление работы ДОУ.
Подготовка к школе – это комплексный, достаточно продолжительный и систематический процесс дошкольного образования детей в условиях семьи и детского сада. Готовность к школе предполагает наличие у детей сформированных предпосылок к учебной деятельности: умение детей ориентироваться на систему правил поведения, слушать и выполнять инструкции взрослых, работать в соответствии с предложенным образцом и т. д.
Составные компоненты готовности к школе:
- физиологический;
- социальный;
- физический;
- психологический;
- педагогический;
- интеллектуальный;
- социально-личностный;
- мотивационный-личностный;
- эмоционально-волевой.
Сегодня общепризнанным является тот факт, что готовность учиться в школе – многокомпонентное образование, требующее комплексного психологического исследования. Отечественные психологи провели глубокое теоретическое исследование вопроса готовности к школе. Важный аспект данного исследования – изучить проблемы психологической готовности к школьному обучению.
В. С. Мухина утверждала, что готовность учиться в школе – желание и осознание необходимости учиться, которые возникают как результат социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, которыми задается мотивация к учебной деятельности.
Одна из основных функций дошкольного образовательного учреждения – подготовить детей к школе. От качества и своевременности подготовки ребенка к школе зависит степень успешности его дальнейшего обучения. Подготовка к школе подразумевает решение двух основных задач: разносторонне развивать детей (физически, умственно, нравственно, эстетически) и специально готовить детей к усвоению предметов, изучением которых они будут заниматься в школе.
Решить проблему подготовки к школе на занятиях в ДОУ можно через проведение систематической работы с детьми по четырем направлениям:
- грамота;
- математика;
- письмо;
- психологический практикум.
Детский сад всесторонне подготавливает детей к школе систематически и целенаправленно. Воспитатель ДОУ, кроме планомерной подготовки детей к школе, диагностирует отклонения их психического развития, с целью их своевременной корректировки, организует деятельность детей, чтобы развивать наиболее важные, с точки зрения предстоящего обучения в школе, личностные и поведенческие качества.
Роль семьи в подготовке ребенка к школе
Формирование качеств, которые необходимы будущему школьнику, обеспечивается системой педагогического взаимодействия ДОУ с семьей.
Для дошкольника семья выступает первым и основным звеном, связывающим его жизнь с общественной средой.
Семья – первая ступень социализации в жизни человека. С раннего возраста она направляет сознание, чувства, волю детей. От традиций и места ребенка в семье, от того, как относятся к нему члены семьи, многое зависит в школьной жизни детей. Под руководством родителей дети приобретают первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающем мире, умениях и навыках жизни в обществе. Сила влияния семьи состоит в том, что оно реализуется продолжительное время и в разных условиях и ситуациях.
Психологическая подготовка детей к школе в семьях абсолютно необходима. Для ее успешной реализации главным требованием выступает непрерывное сотрудничество детей и других членов семьи.
Практически все родители знают, что учиться в школе – необходимость, поэтому стремятся рассказать детям о школе, учителях и знаниях, которые они могут приобрести в школе, формируя тем самым у детей позитивное отношение к школе. Помимо того, необходимо подготовить детей к трудностям обучения, которых избежать невозможно. Понимание преодолимости таких трудностей помогает детям правильно относиться к возможным своим неудачам. Родителям же необходимо понимать, что основой подготовки детей к школе является их собственная деятельность. В связи с этим, их роль при подготовке ребенка к обучению к школе не должна быть сведена к словесным указаниям.
Еще одно необходимое условие подготовки к школе – переживание успеха. Взрослые должны создавать для ребенка такие условия деятельности, в которых он обязательно столкнется с успехом, но успех должен быть реальным, а похвала за действия – заслуженной.
Особая роль в психологическом развитии дошкольников отводится обогащению эмоционально-волевой сферы, воспитанию чувств, умению ориентироваться в своем поведении на окружающих. На основании правильной самооценки будет выработана адекватная реакция на порицание или одобрение со стороны.
Формирование познавательного интереса, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы – предпосылки успешного овладения дошкольниками определенным набором знаний, умений и навыков. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависят от степени владения детьми способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности интересов и произвольности поведения, то есть силы волевого действия.
Сегодня проблема подготовки ребенка к школе в семье особо актуальна, так как первоклассник, придя в школу, должен не только уметь читать, писать и считать, но и эффективно общаться с окружающими
Наиболее оптимальный вариант формирования у детей готовности к обучению в школе – тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, их сотрудничество по всем аспектам подготовки детей к обучению к школе. Воспитатель в своей деятельности должен базироваться на помощи семьи, а родители должны активно и деятельно готовить детей к школе, что может быть осуществлено только в единстве и тесном сотрудничестве.
Процесс подготовки детей к школе – многосторонний и комплексный. Задача формирования разных видов школьной готовности решается единством взаимодействия семьи с дошкольным учреждением, начальной школой, специальными группами и центрами подготовки детей, которые не посещают ДОУ.