Порядок планирования воспитательных мероприятий для учащихся второго класса на основе требований ФГОС
На современном этапе развития в качестве идеалов национального воспитания ставится формирование высоконравственной личности, с развитыми творческими способностями и гражданско-правовой позицией.
Согласно стандартам, установленным ФГОС, воспитание учащихся начальной школы должно быть ориентировано на развитие духовных и нравственных качеств личности, способности к проявлению инициативы и самостоятельности, формирование гражданской ответственности.
Основными направлениями воспитания являются следующие:
- Личностное развитие учащихся. Оно включает в себя развитие готовности к усвоению духовных и нравственных норм, моральных принципов, способности к самооценке, несение ответственности за свои действия и поступки, реализацию творческого потенциала учащихся, ознакомление с фундаментальными национальными ценностями, традициями и обычаями, развитие готовности к выражению своего мнения и общественной позиции, воспитание трудолюбия, бережного отношения к другим людям, уважение и почитание культурных ценностей, природных богатств, своей Родины, гражданское самоопределение, свободолюбие.
- Духовно-нравственное воспитания в области общественных отношений. Сюда входит принятие единых национальных, нравственных ценностей, готовность к противостоянию внутренним и внешним вызовам, развитие патриотических чувств, принятии семейных ценностей, бережного отношения к своей жизни и жизни других людей, стремление к продолжению рода, законопослушание, следование правопорядку, формирование дисциплинарных основ, духовная, культурная и социальная преемственность поколений.
- Развитие духовных и нравственных качеств в области государственных отношений. Сюда входит ознакомление с основами национального строя и развитие стремления к укреплению его правовой безопасности, необходимость модернизации и реформирования в различных областях общества и стремление действовать на поддержание этих процессов, развитие доверия к государству и его органам, необходимость поддержания и совершенствования демократического строя и правового государства.
Планирование воспитательного процесса во 2-ом классе осуществляется на основе направлений и стандартов ФГОС. Каждая школа и конкретный класс строит свою учебную программу, содержание которой зависит от специфических особенностей учащихся, направлений деятельности классного руководителя и общих ориентиров школьной программы.
В общем виде планирование воспитания во вторых классах может иметь такое строение:
- Целевой ориентир деятельности.
- Постановка задач воспитания.
- Основные направления воспитательной деятельности.
- Расписание проведения мероприятий по выбранным направлениям.
- Ожидаемые итоги, проведенной воспитательной работы.
Принципы организации и содержание воспитания школьников на этапе начального обучения
Успешная реализация школьной программы для учащихся 2-го класса зависит от соблюдения принципов претворения планов в школьную практику и создания социально-открытого пространства.
Создание социально открытого пространства предполагает реализацию основных воспитательных ценностей в практической сфере. Оно может проявляться в содержании и структуре уроков, организации внеурочной деятельности, привлечении родителей в школьный процесс воспитания, приобщении учащихся к коллективной деятельности и развитии способности работать самостоятельно, демонстрации личного примера учащимся.
Чтобы реализовать план по воспитанию успешно и получить желаемые результаты, требуется соблюдать следующие принципы:
- Принцип ориентации на идеал. Идеал определяет смысловое назначение воспитания, те совершенные результаты, для получения которых и происходит воспитательный процесс. Воспитательная программа включает конкретные идеалы, являющиеся составной частью истории страны, мировой и национальной культуры. Воспитательные идеалы благотворно сказываются на единстве уклада школьной жизнедеятельности, придают ей нравственные ориентиры.
- Принцип ценности. Ценность составляет фундамент воспитательной деятельности в младшем школьном возрасте. Содержание обучения и иной деятельности может стать воспитательным, если оно представляет собой некую ценность. В основу воспитательного процесса закладывается определенная система ценностей, которая раскрывается в содержании воспитательного процесса и способствует духовно-нравственному развитию ребенка.
- Принцип следования нравственному примеру. Педагог должен показывать детям положительный нравственный пример. Дети, обучающиеся во втором классе усваивают информацию на основе подражания взрослым. Поэтому, пример поведения педагога, его нравственные установки и ориентиры имеют важное значение.
- Принцип идентификации. В младшем школьном возрасте, дети усваивают информацию и знания через подражание, эмпатию, отождествление себя с другим человеком. Поэтому в нравственном воспитание огромное значение отводится ярким, эмоциональным образам людей.
- Принцип диалогического общения. Построение коммуникативного диалога в младшем школьном возрасте со сверстниками, педагогами, другими взрослыми играет весомое воспитательное значение. Привитие учащимся ценностных ориентиров, развитие самосознания и поиска смысла жизни невозможны без построения коммуникаций.
- Принцип системной организации воспитательного процесса. Воспитание является системным процессом, включающим в себя учебную, внеурочную, общественно полезную, досуговую деятельность. Все это должно быть грамотно организовано и претворено на практике.
- Принцип полисубъективности воспитания. Воспитание младших школьников является полисубъективным и имеет многофакторный, деятельностный характер. Учащийся привлекается к социальной, информационной, коммуникативной активности, организация которых основывается на различных идеях, идеалах, ценностях и взглядах. В этой связи, воспитательный процесс должен быть организован так, чтобы все составные элементы находились в единстве и сотрудничестве и обеспечивали выполнение плановой цели и задач воспитания.