Особенности планирования воспитательной работы с учащимися 8-го класса
Воспитательная система школьного учебного заведения нацелена на реализацию программы воспитания, ориентированной на достижение основных задач воспитания, прописанных в программе школьного обучения и воспитания, а также реализацию основных направлений образовательной политики конкретного региона.
Воспитание в школе нацелено на воспитание образованной, трудолюбивой, самостоятельной личности, которая может жить и работать в современном обществе. При этом, направления воспитательной деятельности имеют свою специфику на каждом этапе обучения. Подходы к воспитанию определяются возрастом учащихся, их особенностями и потребностями.
Воспитательные мероприятия проводятся на основе составления планов. Планы относятся к важнейшим элементам организации эффективного учебно-воспитательного процесса.
Учащиеся 8-го класса относятся к средней школе, поэтому планирование их воспитания имеет свою специфику, определяемую подростковым этапом развития учащихся, переходным периодом в их физиологическом и психическом развитии.
Планирование воспитания восьмиклассников осуществляется на основе следующих задач:
- Ориентация на развитие гуманистических сторон личности, со знанием культурных, исторических, политических особенностей развития страны, ее национальных традиций;
- Формирование гражданского самосознания личности;
- Способствование развитию инициативы, самостоятельности, ответственности за себя, свои действия, жизненные взгляды и ориентиры;
- Формирование условий для выбора будущей профессии, реализации своих творческих способностей;
- Поддержание психического, физического, эмоционального здоровья учащихся;
- Создание благоприятной обстановке, способствующей нормальному, спокойному переходу через этап полового созревания;
- Половое воспитание учащихся;
- Оказание социально-психологической поддержки учащихся и помощь в решении проблем, трудностей в различных областях.
По своему содержанию, воспитание подростков ориентируется на расширение кругозора и любознательности учащихся, развитие познавательной потребности и потребности в творческой реализации своих способностей, развитие художественного вкуса и мышления, физическую и спортивную деятельность, способствующую поддержанию здорового образа жизни, участие школьников в общественной деятельности, основы созидания и преобразования, развитие ценностных ориентиров в жизни и мировоззрения, осознанный подход к выбору профессии, обусловленный оптимальной оценкой своих навыков, талантов, развитие и укрепление трудолюбия, организацию регулярной трудовой деятельности и развитие мотивации к ней, простоту и свободу в установлении социальных контактов, осознание себя, в качестве части социума, культуры, природы и мира в целом.
Воспитательная работа с подростками основывается на организации общешкольных мероприятий, внутриклассных программах, индивидуальной работе с учащимися, работе с семьями учащихся.
Организация общешкольных мероприятий имеет огромное воспитательное значение, поскольку помогает привлечь коллектив класса к общественной жизни, способствуют повышению уровня общительности, развивает коммуникативные навыки, что положительно сказывается на формирование основных личностных качеств, развивает гуманизм личности и коллективные чувства.
Внутриклассные занятия, как правило, связаны с проведением внеклассных занятий по определенным тематикам. Актуальными темами для учащихся восьмого класса являются: этическое развитие личности, решение организационных вопросов, основы полового воспитания, беседы, направленные на профилактику наркомании, курения, алкоголизма, асоциального и противоправного поведения.
Индивидуальная работа с отдельными учащимися требуется в некоторых проблемных ситуациях, которые требуют построения персонального диалога, оказание помощи учащемуся в определенных проблемных вопросах, оказание поддержки в принятии жизненно важного решения, поиске пути развития.
В подростковом возрасте важно, чтобы воспитание в семье, школе и иных организациях имело единую направленность воздействия. Поэтому с родителями устанавливается система взаимоотношений, предполагающая разработку единой воспитательной концепции и разработку плана совместных воспитательных действий.
Составление плана воспитательной работы школы для 8-го класса
План воспитательной работы строится на основе первоначального анализа деятельности по воспитанию, проводимой в предыдущем периоде. Это позволяет педагогу, определить слабые стороны организации воспитательного процесса, его недостатки, проблемные моменты, которые требуют доработки и внесения поправок.
К аналитическим данным добавляются исследования, проведенные в классном коллективе и направленные на выявление социальных сторон развития личности учащихся, их индивидуальной специфики, возрастных характеристик.
Опираясь на эти данные, а также требования государственных стандартов ФГОС, плановые мероприятия, установленные школой, программу воспитания, предусмотренную заведением, научную литературу и методические рекомендации, педагог составляет план воспитания, имеющий следующую структуру:
- Целевое назначение воспитательной программы. Раздел включает основные цели воспитательного процесса, основанные на необходимости продолжения воспитания по саморазвитию и самосовершенствованию, построении межличностных контактов, развитие самостоятельности и выборе профессионального направления жизнедеятельности.
- Постановка воспитательных задач, направленных на реализацию целевого назначения воспитательного процесса.
- Определение основных направлений воспитательной работы. Раздел включает в себя следующие пункты: аналитическая работа, развитие духовности и нравственности, патриотическое воспитание, экологическое, ориентация на концепцию здорового образа жизни, культурная деятельность, профессиональная ориентация, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности, информационное развитие, работа с родителями, работа с проблемными подростками, работа с одаренными детьми, работа с отстающими детьми, творческие мероприятия.
- Определение плановых мероприятий по каждому направлению деятельности.
- Составление прогнозов реализации воспитательного плана.