Стандарты построения воспитательных планов для учащихся средних школ по ФГОС
На современном этапе развития воспитательная деятельность в школе, которая и ранее была приоритетным направлением деятельности, становится еще более важной и значимой, поскольку она предполагает проведение предварительного планирования для эффективности протекания воспитательных мероприятий и стандарты ФГОС определяют плановые результаты воспитания. К ним относятся:
- Развитие патриотических чувств;
- Учебная мотивация;
- Развитие познавательной активности;
- Формирование гражданской позиции;
- Способности построения коммуникативных связей;
- Толерантность;
- Чувство долга и ответственности.
Стандарты ФГОС базируются на концепции духовно-нравственного развития личности, которая определяет в качестве основ плановой деятельности по воспитанию учащихся средней школы следующее:
- Определение в плане характера современного национального воспитательного идеала;
- Постановка целей и задач духовно-нравственного развития личности;
- Определение национальных ценностей, лежащих в основе воспитательной программы;
- Социальные, педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития, лежащие в основе плановых воспитательных мероприятий.
На современном этапе социально-экономического и политического развития общества, национальным идеалом воспитания является высоконравственная, творчески развитая, одухотворенная личность, наделенная патриотическими качествами, умеющая видеть и ценить красоту окружающего мира, наделенная художественным вкусом, трудолюбием и этическими навыками.
Воспитательная деятельность школы направлена на достижение требуемого идеала – личности, которая будет иметь значимое место в обществе в определенных социокультурных условиях. Достижение этого идеала является высшей образовательной целью и потому обязательно включается в планы по воспитанию школьников.
Школьная программа духовно-нравственного воспитания ориентирована на создание единого пространства духовно-нравственного развития школьника среднего образовательного звена. Можно сказать, что это представляет собой своеобразный жизненный уклад, который внедряется во сферы жизнедеятельности учащегося, а также его семьи.
Современные стандарты ФГОС предполагают развитие внеучебной деятельности в планировании образовательной и воспитательной работы школы. На эту деятельность отводится, по стандартам должно быть отведено пару часов в день. Сюда относятся спортивные мероприятия, художественное и эстетическое развитие, военно-патриотическая деятельность, общественно значимая деятельность, проектные мероприятия. Подрастающим шестиклассникам открываются широкие возможности выбора занятия, интересного и значимого для него. Можно попробовать себя в различных направлениях деятельности и выбрать близкую для себя, отвечающую способностям и возможностям учащегося.
Такие занятия выполняют роль по углублению содержания образовательной и воспитательной программы школы и способствуют развитию учащегося в разных областях, нахождения своего призвания и пути дальнейшего развития.
В области личностного развития, стандарты ФГОС определяют следующие пункты, которых требуется достигнуть по мере реализации воспитательного плана для учащихся 6-го класса:
- Готовность и желание развивать духовную сторону личности, усвоить элементарные нравственные принципы и совершенствовать их;
- Стремление раскрыть свой природный потенциал, открыть и развивать таланты, реализуя их в различных сферах продуктивной деятельности;
- Принятие и практическое применение моральных норм в общественном поведении;
- Развитие совести в качестве нравственного самосознания личности;
- Формирование нравственных ориентиров в различных сферах жизнедеятельности;
- Усвоение фундаментальных национальных особенностей, традиций, ценностей;
- Развитие трудолюбия, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей;
- Формирование патриотических качеств и гражданской солидарности;
- Формирование дисциплинарного поведения и общественно значимых направлений деятельности;
- Стремление к общественной активности, реализации своих трудовых навыков.
Принципы построения планов воспитательных мероприятий с учащимися шестых классов
Планирование воспитательной деятельности дает педагогу возможности осуществления научной организации труда классного коллектива, путем проведения расчетов, использования научно обоснованных методик проведения воспитательных работ и конкретизации календарных сроков их осуществления.
Планирование основывается на следующих принципах:
- Принцип коллегиальности – управленческий принцип, предполагающий составление планов таким образом, чтобы был назначен ответственный за их исполнение и нес ее. Педагог может определить в плане круг лиц, которые отвечают за каждое направление воспитательных мероприятий плана.
- Принцип системности – все разделы плана должны иметь единую ориентацию и быть связанными между собой. Также планы текущей деятельности должны связываться с предыдущими планами и последующими.
- Принцип целенаправленности – единство целей проведения плановых воспитательных мероприятий и направлений их практического осуществления.
- Принцип проведения системного контроля – обязательное регулирование и управление всеми направлениями деятельности, прописанной в плане, анализ итогов деятельности по каждому разделу. Связь аналитических данных разных временных периодов.
- Принцип построения личностно-ориентированной воспитывающей сферы. Личностный подход является основополагающим в воспитательном процессе. Он должен быть фундаментом каждого раздела плана по воспитанию шестиклассников.
- Принцип единой направленности долгосрочных и краткосрочных планов. Планы должны строиться на одинаковой базе. Мероприятия по воспитанию не должны противоречить друг другу.
- Принцип комбинирования государственных и общественных начал.
- Принцип деятельностно-ориентировочного подхода – применение творческого, креативного подхода педагога еще на этапе составления планов.