Особенности построения планов воспитательной работы с учащимися 4-х классов
Плановая деятельность классного руководителя лежит в основе его руководящей работы классом. Эта деятельность предполагает выбор целей, методов и форм их достижения, организацию мероприятий, разнообразных приемов воспитательного воздействия.
Планирование воспитательной работы в классе предполагает определение мер, сроков, исполнителей, их практической реализации. Планирование – это не что иное, как научная организация трудовой деятельности коллектива учащихся, путем точных расчетов, научно обоснованных приемов и установлении точных календарных сроков исполнения плановых мероприятий.
Планирование на разных этапах учебно-воспитательного процесса имеет свою специфику, которая обусловлена возрастными особенностями развития учащихся и государственными образовательными стандартами, прописывающими перечень необходимых знаний и навыков различного направления для каждого класса.
Благодаря планированию, классный руководитель может:
- Провести изучение классного коллектива и каждого учащегося 4-го класса, для выявления их особенностей и потребностей;
- Оценить текущее состояние воспитательного процесса в классе;
- Поставить цель воспитательного развития и разработать стратегию и тактику воспитательной работы;
- Рационально подойти к выбору содержания, методов, средств воспитания;
- Составить прогнозы воспитательной работы за определенный временной период.
Планирование воспитательной работы в 4-ом классе предполагает построение следующей структуры:
- Проведение анализа воспитательной работы по всем направлениям за предшествующий период, выявление проблемных моментом и предложение путей их разрешения.
- Четкая постановка целей и задач воспитательной работы.
- Выбор методов, мероприятий, средств, с по мощью которых будут достигнуты цели и задачи воспитания.
- Определение периода претворения планов в жизнь и его исполнителей.
Технология планирования воспитательной работы в 4-ом классе
Плановая работа классного руководителя начинается с ознакомления с внешними информационными источниками. Это могут быть нормативные и законодательные акты, отражающие сущность воспитательных вопросов и проблем, научная литература по педагогике и психологии, методические пособия отражающие способы организации воспитательного процесса.
Затем, педагогу нужно изучить внутренние информационные источники т.е. рассмотреть программу учебного заведения по части воспитания, стратегию воспитательной деятельности, цикл мероприятий, которая предусмотрено провести за плановый временной период в учебном заведении, ознакомиться с аналитическими данными, свидетельствующими о воспитанности обучающихся конкретного класса и начальной школы.
Далее следует организовать коллективный анализ воспитательной системы 4-го класса и определить плановые направления оптимальной воспитательной деятельности.
На основе предварительной подготовки, сбора необходимых данных, педагог переходит к составлению плана по воспитанию учащихся 4-го класса. Данный план имеет следующую структуру:
Постановка воспитательных целей и задач классного руководителя на определенный временный период, как правило, год. Целевое назначение деятельности включает в себя:
- Превращение коллектив класса в воспитывающую сферу, способствующую социализации личности учащихся;
- Организация разнообразных видов и направлений классной деятельности;
- Мероприятия по индивидуальному развитию каждого учащегося, с учетом его специфики развития, обеспечивающая раскрытие его потенциальных возможностей.
Постановка задачи воспитательной деятельности в 4-ом классе. Деятельность классного руководителя ориентирована на содействие личностному развитию учащихся, создание условий для социальной защиты ребенка и приучении их к самостоятельному разрешению проблем. В этой связи, в качестве воспитательных задач для учащихся 4-го класса ставятся следующие:
- Воспитание патриотических чувств;
- Развитие познавательной активности, самостоятельности и ответственности;
- Воспитание дисциплинарного поведения и следование нормам общественного поведения;
- Воспитание здорового образа жизни и ознакомление с гигиеническими нормами;
- Способствование творческому развитию личности, самореализации;
- Создание положительных нравственных примеров для воспитания нравственных и моральных качеств личности;
- Создание положительной атмосферы в коллективе;
- Привлечение родителей к воспитательному процессу.
На основе целей и задач разрабатывается программа мероприятий. Она включает в себя оказание непосредственного воспитательного влияние на учащегося, посредством изучения его индивидуальных качеств, потребностей, интересов, создание в классе воспитывающей среды, позволяющей сплотить коллектив, развить социальную активность и самостоятельность учащихся, построить благоприятную обстановку, а также оказать содействие социальной адаптации каждого четвероклассника. Воспитательная работа в четвертом классе может включать следующие основные направления: мероприятия по эстетическому развитию, экологическое воспитание – организация совместных прогулок с целью ознакомления с природными особенностями родного края, конструирование скворечников и кормление птиц, уборка мусора в парках, лесах; спортивные мероприятия по развитию здоровья и физической активности, профилактические мероприятия с целью формирования негативного отношения к наркомании, курению, алкоголю; трудовые программы – приобщение детей к труду, путем включения их в трудовую работу в школьном коллективе по уборке своего места, класса, участия в школьных субботниках, ознакомление с правовыми нормами общества и воспитание толерантности.
Составление циклограммы. Она составляется ежедневно, еженедельно, ежемесячно, на каждую четверть и на год. В ней расписывается последовательность проведения мероприятий по воспитательным направлениям.
Составление социальной карты учащихся. В ней содержится информация о семейном положении, социальном статусе учащихся.
Планирование программ по воспитанию учащихся 4-го класса. Включает детальное описание и поэтапное осуществление воспитательной деятельности по каждому направлению.
Отдельным пунктом в план может быть включена работа с одаренными детьми, отстающими, трудновоспитуемыми.
Воспитательная работа с родителями учащихся.