План-конспект урока – это детальное отражение содержания предстоящего занятия педагогом, в котором дается полное описание каждого этапа урока.
Составление конспектов уроков имеет свои особенности для каждой конкретной дисциплины и каждого конкретного занятия. При этом план-конспект имеет единую структуру и правила составления.
Основы проектирования конспектов уроков математики
Составление конспекта уроков математики реализуется в опоре на следующие положения:
- Математика – серьезная наука и ее познание требует применения увлекательных методов: дидактические, занимательные игры, правила которых открываются учащимися для познания отдельных математических категорий и операций;
- Выбор заданий разного уровня сложности. Они подбираются для каждого отдельного учащегося, исходя из его уровня математического развития. Конспект может включать задания, упражнения нескольких уровней сложности;
- Необходимость наличия интеллектуальной базы у учащихся на конкретном этапе обучения для познания темы урока. Эта база учитывается при проектировании конспектов;
- Поэтапная реализация занятия;
- Тема урока начинает вводится не сразу, а на 10-12-ой минуте урока, после мотивации детей к ее изучению;
- Смена видов деятельности на каждом конкретном уроке;
- Обязательная практическая деятельность на каждом уроке т.е. решение математических задач, выполнение тренировочных упражнений;
- Выбор разных форм домашнего задания и обязательное рассмотрение его педагогом.
Данные параметры лежат в основе проектирования внешней и внутренней структуры урока.
Внешняя структура урока имеет следующие разделы:
- Организационных этап урока, на котором озвучивается план урока и направления деятельности учащихся.
- Постановка цели урока и использование методов стимулирования познавательной активности учащихся.
- Включение в образовательный процесс творческих задач. Они позволяют ускорить процесс восприятия учащимися новой темы.
- Тренировочные задания, ориентированные на первичное закрепление знаний учащихся и совместного выполнения.
- Задания для самостоятельной работы учащихся.
- Подведение итогов деятельности на уроке.
- Домашнее задание.
Внутренняя структура урока математики включает в себя все те же разделы, только представленные в детализированном виде. Педагог расписывает какие методы и формы работы используются на каждом этапе урока, какие задания даются учащимся и какими способами он мотивирует их к деятельности.
Рекомендации по составлению планов-конспектов уроков математики
Эффективность планирования уроков математики зависит от продумывания каждого шага его реализации. Он должен быть детально проработан. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций его составления:
- Правильная формулировка цели урока. Она определяет дальнейшее проектирование содержания урока и выбор методов деятельности.
- Подготовка содержания учебного материала, используемого на уроке для достижения, поставленной цели.
- Постановка дидактических целей учебного занятия. Они должны быть продуманы в конспекте каждого конкретного урока.
- Рассмотрение конспекта урока математики в качестве модели его реализации. Модель выстраивается, исходя из ее видения педагогом и ориентации на требования стандартов.
- Расписание математических понятий и методики введения их учащимся. Это должно быть тщательно расписано в конспекте.
- Включение «изюминки» в конспект. Она должна способствовать развитию интереса учащихся к уроку. Это могут быть интересные факты, оригинальные идеи проведения урока и т.д.
- Использование инновационных форм проведения уроков математики. Они включают презентации, методы моделирования, просмотр видеороликов.
- Отбор учебного материала на урок должен быть обоснованным. Его требуется представить в оптимальном объеме и построенном на основе связи теории с практикой.
Пример конспекта урока математики
Тема урока: Нахождение слагаемых с решением практических задач.
Цель урока: знакомство учащихся с операциями на нахождение слагаемых и предоставление алгоритма их нахождения с практической отработкой.
На уроке учащимся предстоит освоить способы решения задач на нахождение слагаемых и выполнять поиск по заданному алгоритму.
На уроке используется учебник математики, видео материалы и подготовленные раздаточные материалы с алгоритмом выполнения операций на нахождение слагаемых.
Урок реализуется в течение следующих этапов:
- Организационный этап. На нем осуществляется мотивация к деятельности. приветственное четверостишье про слагаемые и их важность.
- Этап актуализации знаний учащихся. Необходимо вспомнить операции на сложение и правила их выполнения.
- Этап введения новой темы. Сегодня планируется изучение очень важного и интересного раздела математики. Давайте отгадаем загадки и решим ребус: раздаются карточки с загадками и ребусом. Далее включается видео, на котором рассматриваются операции поиска слагаемых. В виде представлены герои известных мультфильмов.
Этап самостоятельного решения задач по алгоритму. Ученикам раздается алгоритм решения, представленный в схематичном виде и пара задач:
- Пятачок сорвал в поле 10 одуванчиков, а Винни-пух – пять цветов. Из них три одуванчика, а остальные подснежники. Сколько подснежников сорвал Винни-пух;
- По лесу гуляют восемь зверей. Из них три медведя, а остальные ежики. Сколько ежиков гуляет по лесу.
Этап преодоления трудностей в решении, их разбор на доске.
- Этап закрепления алгоритма решения задач на нахождение слагаемых. Дети давайте ответим на вопросы: Какие правила помогают нам в решении задач? Какие обязательные условия должна содержать задача на нахождение слагаемых? Какой последовательности действий нужно придерживаться при решении задач? Какие действия необходимо выполнить для найти отыскать неизвестную часть задачи?
- Домашнее задание. Задание из учебника на данную тему.