Метод активного слушания
Метод активного слушания – это специальная техника, используемая в практиках социально-психологических тренингов, психологическом консультировании и психотерапии, дающая возможность точнее понять психологическое состояние, чувства, мысли собеседника посредством использования особых методов участия в беседе, представленных активным выражением собственных переживаний и соображений.
Автор данного метода – Карл Роджерс – американский гуманистический психотерапевт. Наиболее известной стала его книга «Консультирование и психотерапия», в которой он изложил принципы роджеровской терапии, то есть методику безоценочного принятия индивида и его выражений, открытое реагирование. Данная книга одинаково полезна и для менеджера по работе с клиентами, и для родителей.
В ней выделено четыре базовых элемента, создающих базис построения выгодных и осмысленных отношений:
- выполнение всех обязательств в полном объеме,
- выражение чувств,
- отсутствие специфических ролей,
- способность соучаствовать во внутренней жизни других.
Кратко охарактеризовать данный метод можно следующим образом: необходимо слушать и слышать больше, чем собеседник сообщает информации, направляя короткие фразы собеседника в нужное русло. Дети должны не просто выговариваться, взрослый должен незримо участвовать в их монологе через простые фразы и повторения их же слов, только другими фразами, через направление их мыслей в сторону анализа ситуации. Данный доступный и простой метод называют часто эмпатическим слушанием. Главное, научиться в момент слушания отстраняться от своих собственных мыслей, оценок и чувств. Это важнейший ключевой момент – взрослый не должен в момент активного слушания высказывать свои мысли, выражать оценки тому или иному событию, либо поступку ребенка. Именно желание высказать свое мнение и навязать свою точку зрения, выразить оценку событию мешает родителям наладить общение со своими детьми. Но если им удастся себя сдержать – результат превзойдет все ожидания.
Правила активного слушания
В активном слушании, как методе взаимодействия, выделяют несколько простых правил:
- включенное внимание – нужно повернуться лицом к ребенку, посмотреть ему в глаза, не задавать вопросов, если ребенок расстроен, а использовать только утвердительные формы предложений;
- пересказ услышанного своими словами – необходимо выражать интерес, для чего можно повторять высказывания собеседником, но использовать другие слова, имеющие такой же смысл, или часто произносить междометия и короткие фразы: да, я понимаю, это действительно так и пр.
Можно своими словами пересказать услышанное, чтобы ребенок понял, что взрослый его действительно слушает и уточнить, правильно ли вы поняли, что сказал ребенок.
Правила перефразирования
Перефразирование – это один из приемов активного слушания, который предполагает пересказ речи собеседника с использованием других слов. Перефразировать – значит сказать ту же самую мысль, что высказал собеседник, но немного по-другому. Данный прием помогает удостовериться, насколько точно усвоены слова собеседника, а также продолжить дальше общение с уверенностью, что до сих пор все было понято правильно.
Правила перефразирования:
Перефразирование стоит начинать со следующих фраз:
- правильно ли я понял, что…;
- верно ли я услышал, что…;
- иными словами, ты считаешь, что… и пр.
При перефразировании необходимо ориентироваться именно на смысл и содержание сообщения, а не на эмоции, которые его сопровождают.
- Нужно выбирать главное и повторять это своими словами. Если повторить дословно, то можно напомнить ребенку попугая. Перефразировать желательно только относительно важные и значимые мысли.
- Желая перефразировать своего собеседника, не нужно его перебивать. Перефразирование уместно, когда говорящий сделал паузу и собирается с мыслями, думает, что ему сказать дальше. В такой ситуации повторение его слов не только не собьет его с толку, но и будет служить фундаментом, от которого он сможет оттолкнуться, чтобы двигаться дальше.
Перефразирование – универсальный прием, он может быть использован как в деловой беседе, так и при личном общении. Но особенно эффективно перефразирование в следующих ситуациях:
- во время коммерческих переговоров, когда нужно полностью понимать желания и предложения партнера. Если не повторить сказанное своими словами, есть риск не правильно понять предложение и потерять деньги;
- во время конфликтной ситуации или во время дискуссии. Если до того, как высказать аргументы против, повторить мысль собеседника своими словами, то можно быть уверенным, что он с гораздо большим внимание отнесется к вашим словам, так как будет видеть, что его пытаются понять;
- особенно полезно перефразирование в ситуации, когда предмет разговора мало знаком. Человек, искусно владеющий данным приемом, способен поддержать беседу на любую тему, и произведет на говорящего благоприятное впечатление человека, который хорошо знаком с данной областью.
Перефразирование полезно и тогда, когда речь собеседника выглядит понятной, тогда оно не позволяет вниманию притупиться. Перефразирование помогает и собеседнику – он приобретает возможность увидеть, правильно ли он понят, а если видит, что его поняли неправильно – может своевременно внести ряд необходимых исправлений.