Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогизация среды воспитания в современной школе

Сущность педагогизации среды воспитания в современной школе

Определение 1

Воспитательная среда – это среда, основным механизмом организации которой является целенаправленное педагогическое воздействие взрослых на детей.

Определение 2

Педагогизация воспитательной среды – это перестраивание отношений и структуры сформированного в образовательном учреждении или семье воспитательного пространства, с целью повышения его воспитательного воздействия.

Педагогизация воспитательной среды современной школы означает ориентирование социально-педагогического влияния непосредственно на учащихся. При этом все иные педагогические институты, приобретают статус определенной соподчиненности педагогическому влиянию школы на личность учащегося.

Значимость педагогизации воспитательной среды современной школы заключается в том, что личность каждого ученика находится под внимание трех основных педагогических институтов: семья, социум и школа. В этой связи успешность формирования личности учащегося во многом зависит от единства данных институтов и осуществлении ими совместной педагогической деятельности и педагогического воздействия на каждого учащегося. Необходимо отметить, что среди данных педагогических институтов только школа обладает необходимым профессиональным «набором» (педагогические кадры, методическая и учебная база и т.д.). Поэтому школе, в этой тройке принадлежит главенствующее право и право по управлению воспитательным процессом.

Особенностью педагогизации воспитательной среды в современной школе, является то, что привычный урок приобретает особую специфику. Данная особенность характеризуется тем, что такой урок направлен на реализацию личностного потенциала каждого учащегося. Условия, в которых проходит урок, предоставляют каждому учащемуся возможность проявить свои индивидуальные творческие способности.

«Педагогизация среды воспитания в современной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Педагогизация воспитательной среды предполагает использование в воспитательно-образовательном процессе школы такие приемы, которые побуждают его на:

  • самостоятельный поиск необходимой информации;
  • систематическое чередование типов и видов заданий;
  • использование такого дидактического материала, который полностью отвечает потребностям детей и удовлетворяет их в познании и усвоении нового учебного материала;
  • осуществление опоры на жизненный опт учащихся при решении разнообразных практических задач.
Замечание 1

Важный элемент каждого урока – это сотрудничество между педагогом и учащимися, основанное на взаимном доверии и уважении.

Таким образом, педагогизация воспитательной среды в современной школе предусматривает опору на технологию сотрудничества, ориентацию на гуманистические ценности. Благодаря чему процесс формирования социально значимых качеств учащихся становится не только эффективным, но и привлекательным для детей. Основной особенностью является ориентация на свойства личности учащегося, ее формирование и развитие, в соответствии с общепризнанными нормами и гуманистическими идеалами.

Основные направления педагогизации среды воспитания

Значимость педагогизации воспитательной среды современной школы состоит в том, что она способствует успешному разрешению проблемы адаптации детей к условиям социума. Педагогизация предполагает специально организованную деятельность по созданию эффективной воспитательной среды.

Направленность педагогизации во многом зависит от вида среды, в которую она внедряется.

Определение 3

Воспитательная среда школы – это совокупность окружающих учащегося обстоятельств, которые оказывают социально значимое влияние на его развитие и содействуют вхождению в современную культуру.

В рамках педагогизации воспитательной среды школы, педагог использует в совокупности разнообразные факторы социальной и природной ситуации, оказывающие положительное влияние на развитие личности ребенка. При этом педагог придает данным факторам целевую направленность и тем самым создает необходимую продуктивную воспитательную среду.

В условиях современной школы используются следующие общие направления по педагогизации воспитательной среды:

  1. Педагогическая интерпретация социальных и природных факторов, с помощью которых педагог оказывает необходимое педагогическое воздействие на учащихся.

    С целью интерпретации используются следующие приемы:

    • целенаправленное обращение внимания детей (например, посмотрите как гениально «придумала» природа….);
    • подробное разъяснение тех фактов и явлений, которые не понятны детям и соответственно не доступны для освоения (например, мы можем наблюдать данное явление, благодаря таким достижениям науки и техники как…);
    • использования эстетических и этических оценок (например, в данной ситуации настоящий мужчина поступает иначе…);
    • организация совместных с детьми наблюдений за явлениями и предметами, сопровождение процесса наблюдения уточняющими и поясняющими комментариями (например, попробуйте не просто смотреть за муравьями, а внимательно понаблюдать за их деятельностью, и тогда вы поймете, что они не хаотично бегают, а выполняют определенную работу…).
  2. Конструирование педагогом специальных ситуаций, которые будут оказывать на учащегося непосредственное воспитательное воздействие. Как показывает практика, если педагог использует реальные ситуации из природной или социальной среды, адаптированные под условия школы, то воспитательное воздействие значительно возрастает.

    Помимо общих направлений, в рамках педагогизации воспитательной среды современной школы, необходимо выделить и ряд специальных:

    • создание в «педагогическом пространстве» социокультурной среды развития;
    • педагогическое влияние на семью как фактор воспитания;
    • создание и развитие ученического коллектива как среды обитания и самоактуализации учащегося;
    • содействие детскому движению в школе и за ее пределами;
    • сотрудничество с многопрофильными творческими объединениями клубного типа;
    • предметная среда воспитания: интерьер школьных помещений, наглядные пособия, способы расстановки мебели, цветы и украшения, свет и цветовая гамма, используемые в воспитательной работе предметы.
Дата последнего обновления статьи: 04.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot