Спортивная педагогика
Педагогика физической культуры и спорта - это гуманитарная дисциплина, предмет изучения которой составляют содержание, цели и закономерности процессов воспитания и обучения при занятиях физическими упражнениями и спортом и методы управления этим процессом.
Спортивная педагогика уже давно завоевала место отдельной отрасли педагогической науки.
Спортивная педагогика сегодня является не только научной отраслью знаний, но и социальным институтом, деятельностью разнообразных общественных организаций, а также способ построения взаимоотношений и взаимодействия между обществом и отдельным ученым.
На современном этапе развития общества, спортивная педагогика ориентируется на концепцию развивающего обучения. Обучение физической культуре должно ориентироваться на развитие ребенка, причем не только физическое, но и всех других всех сторон детской личности. В этой связи, педагогика физической культуры ориентируется на обучение учащихся в три этапа:
- Физическое развитие ребенка.
- Психическое развитие ребенка.
- Социальное развитие ребенка.
Спортивное обучение должно проходить, ориентируясь на развитие системы взаимодействия между физическими параметрами развития ребенка, состоянием его психических процессов и формированием социальных навыков деятельности. Только в этом случае, обучение физической культуре и спорту принесет должный эффект.
Педагогическое мастерство спортивного педагога
Педагогическое мастерство – это совокупность качеств личности педагога, которые обеспечивают ее высокую степень организации, самоорганизации и способность к выполнению качественной профессиональной педагогической деятельности.
Педагогическое мастерство очень много значит для педагога любого направления деятельности. его значение проявляется в том, что педагог обладает повышенными знаниями и навыками в своей сфере деятельности и его профессиональной программой. Мастерство педагога развивается в следствие формирования у педагога ряда свойств педагогической личности: навыков наблюдения, профессионального ясного ума и зоркости, развитие способности к сопереживанию, навыков анализа и прогнозирования.
Что касается спортивного педагога, то он обладает системой знаний и умений в области физической культуры и спорта, которые он должен донести своим учащимся. Педагог этого направления должен, как и педагоги иных направлений, обладать знаниями в области методик и приемов обучения физической культуре, уметь эффективно применять их на практике, а также обладать спортивными данными: физической подготовкой и возможностью ее практической демонстрации. Кроме того, спортивный педагог должен обладать незаурядными данными, помогающими ему привести учащихся к достижению конкретных спортивных результатов, развить у них любовь и желание заниматься спортом, регулярно выполнять физические упражнения и следовать концепции здорового образа жизни. В этой связи, педагогическое мастерство включает в свой состав ряд параметров:
- Наличие профессионально-педагогической культуры, отражающей его профессиональную деятельность, ориентированную на формирование личности учащегося;
- Педагогическое мастерство способствует развитию системы профессиональных знаний педагога, его способностей в своей профессиональной области деятельности, формирование педагогической техники деятельности т.е. развитая культура общения, культура речи, навыки самоуправления и самоконтроля;
- Самоорганизация педагогической деятельности пребывает на высоком уровне, в работе активно используются творческие направления деятельности, креативный подход в организации физических занятий, разработке индивидуального стиля спортивного обучения.
Исходя их этих параметров, педагогическое мастерство спортивного педагога можно определить как развитие педагогической культуры преподавателя физкультуры на высоком профессиональном уровне. Наличие педагогического мастерства спортивного педагога помогает ему в достижении целей и задач обучения, рациональном и продуктивном решении учебно-воспитательных задач.
Педагогическое мастерство спортивного педагога имеет следующую структуру:
- Знания своей учебной дисциплины. Педагог должен обладать знаниями содержания дисциплины физическая культура, ее истории и современных тенденций развития.
- Педагогическая технология. Она включает в себя наличие у педагога выразительной мимики и реи, ясности и логичности мышления, умения демонстрировать технику выполнения физических упражнений, владение методами и приемами обучения физической культуре.
- Педагогическое творчество. Оно проявляется в способности педагога к креативному мышлению, развитому творческому воображению, умение мыслить нестандартно и находить творческие решения в стандартных ситуациях, навыки комплексного применения форм, средств, приемов и методов спортивного обучения.
- Педагогический стиль. Он отражает особое направление деятельности педагога, непохожее на иные методики обучения.
- Педагогические способности. Они отражают умение педагога взаимодействовать с учебным коллективом, применять оптимальные методы и приемы обучения, планировать и прогнозировать свою деятельность.
- Педагогическая техника. Она отражает технические приемы физического обучения и воспитания данного педагога. Она включает умение педагога управлять собой и своими действиями и воздействовать на коллектив учащихся, способствовать формированию физически развитой личности.