Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическое невербальное общение

Особенности невербального общения в процессе обучения

Взаимодействие педагога и обучающихся реализуется через обмен информацией, которая может носить познавательный и аффективно-оценочный характер. Передача такой информации может происходит вербальным путем и с помощью средств невербальной коммуникации.

При общении педагог большую часть информации, касающейся намерений учащихся, их эмоционального состояния, отношения к чему-либо, получает благодаря интонациям, жестам, позам, мимике, манере слушать, взглядам и т.д.

Замечание 1

Невербальные аспекты общения играют огромную роль в установлении контактов, управлении взаимоотношениями, во многом предопределяют эмоциональную атмосферу.

Различные средства невербального общения всегда задействованы в учебно-воспитательном процессе, даже когда педагог не конца может осмыслить их значение.

Пути реализации невербального общения

Невербальное общение может происходить по разным каналам:

  • Прикосновение, или тактильная коммуникация. Прикосновение позволяет установить контакт, привлечь внимание, показать отношение к воспитаннику.
  • Мимика. Выражение расположенности к общению, уверенности в себе, улыбка помогают в установлении контактов. Все многообразие мимических движений позволяет педагогу показать свое эмоциональное состояние, отношение к учащемуся или группе детей, отразить понимание, интерес или безразличие. Особое предпочтение учащиеся отдают педагогам с высоким уровнем эмоциональности, с доброжелательным выражением лица.
  • Жесты. Жестикуляция педагога отображает его отношение к учащимся, является своеобразным индикатором. Характер жестов педагога формирует определенный настрой среди учащихся. Большую роль жесты играют в привлечении внимания учащихся. Для организации внимания педагоги часто используют жесты подчеркивания, жесты имитации, жесты указания, жесты оценки, жесты одобрения. Жесты помогают сформировать обратную связь, повысить ее интенсивность.
  • Визуальное взаимодействие. При помощи взгляда педагог может выразить свое отношение к поведению учащегося, к нему самому, как личности. Важно, чтобы индивидуальный зрительный контакт чередовался с охватом глазами всего класса или всей группы детей, что формирует рабочий круг внимания. Доброжелательный и внимательный взгляд во время ответа учащегося способствует формированию обратной связи.
  • Дистанция общения. В зависимости от расположения участников общения в пространстве могут применяться различные невербальные компоненты общения, способствующие установлению обратной связи и лучшему восприятию собеседника. Педагогу важно понимать зависимость между расположением детей в пространстве относительно друг друга. Это помогает распознать существующие межличностные отношения между ними.
  • Интонация. Интонация помогает передать эмоциональную составляющую общения, привлечь внимание учащегося. По интонации воспитанники понимают отношение к ним педагога. Речь любого педагога должна быть эмоционально насыщена. При этом важно избегать крайностей. Тон общения должен соответствовать нормам этики и ситуации общения.
«Педагогическое невербальное общение» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Средства невербального педагогического общения

Все средства невербального общения можно разделить на четыре группы:

  • Экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт).
  • Просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, кашель).
  • Такесика (рукопожатия, похлопывание, поглаживание, прикосновение).
  • Проксемика (ориентация, дистанция).

Экспрессивно-выразительные движения представляют собой зрительно воспринимаемое поведение педагога, в котором важную роль в передаче информации играют взгляд, жест, мимика, поза. Учащиеся очень чувствительны к взгляду педагога. С помощью взгляда можно передать точные сведения о состоянии, так как расширение и сужение зрачков сознательному контролю не поддаются. Мрачное, сердитое состояние педагога заставляет зрачки сужаться. При этом его лицо становится неприветливым, обучающиеся чувствуют дискомфорт и эффективность учебного процесса снижается.

«Закрытые» позы педагога (скрещенные на груди руки, руки упираются в подбородок, попытки закрыть переднюю часть тела и др.) воспринимаются учащимися как позы несогласия, недоверия, критики и противодействия. «Открытые» позы (когда педагог стоит - руки раскрыты ладонями вверх, когда сидит - руки раскинуты, ноги расслаблены) воспринимаются как позы согласия, доверия, психологического комфорта и доброжелательности. Все это воспринимается обучающимися на подсознательно уровне.

Просодические и экстралингвистические явления характеризуют голос педагога. Радость, энтузиазм и недоверие передаются обычно высоким голосом, страх, гнев —достаточно высоким голосом, печаль, горе, усталость передаются, как правило, приглушенным и мягким голосом. Чувства педагога отражает скорость речи. Так, быстрая речь указывает на состояние обеспокоенности и взволнованности, а медленная речь указывает на усталость, высокомерное или угнетенное состояние.

Такесичексие средства общения являются биологически необходимой формой стимуляции. Эти средства особенно важны для детей-сирот или детей из неполных семей, так как компенсируют недостающего родителя. Применение динамических прикосновений определяют различные факторы, среди которых выделяют возраст, статус, пол педагогов и учащихся.

Проксемические средства определяют ориентацию педагога и учащихся в процессе обучения и дистанцию между ними.

Норма педагогической дистанции:

  • персональное общение с учащимся — от 45 до 120 см;
  • официальное общение в группе или классе — 120—400 см;
  • выступление перед аудиторией, публичное общение — 400—750 см.

Особенностью педагогической работы является постоянное изменение дистанции общения, что, в свою очередь требует от учителя большого напряжения и многократного приспособления к изменяющимся условиям.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot