Условия развития самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников
Самостоятельная музыкальная деятельность – это свободная деятельность ребенка в музыкальной сфере, реализуемая в специально созданных для этого педагогами дошкольного учреждения условиях, производящаяся учащимся самостоятельно или при взаимодействии с другими детьми.
Развитие такой деятельности связано со стремлением ребенка заниматься музыкой и его интересом к этому направлению деятельности. кроме того, ребенок, принимавший участие в какой-то музыкальной деятельности, посещавший занятия музыкой мог открыть в себе музыкальные задатки, получить различные музыкальные навыки и умения. Семья ребенка может поспособствовать формированию музыкальных мотивов ребенка, если в ней создаются соответствующие условия. Например, родители музыканты, либо, большие поклонники какого-то музыкального жанра и т.д.
Привитие музыкально вкуса и развитие стремлений к самостоятельным музыкальным занятиям реализуется с помощью различных педагогических методов, приемов и средств.
Немаловажная роль в данном вопросе отводится организации музыкальных занятий. Они должны способствовать развитию творческого вдохновения ребенку, получению сильного эмоционального всплеска, вызванного музыкой, формированию интенсивных музыкальных впечатлений. Тогда, все навыки и умения, которыми ребенок овладел на занятии, могут быть свободно перенесены в самостоятельную деятельность.
Основными условиями развития музыкальной самостоятельной деятельности дошкольников выступают:
- Организация в дошкольном заведении предметно-развивающего пространства. Оно формируется путем развития у детей музыкального восприятия, регулярного прослушивания музыкальных произведений, организации музыкальных мероприятий и творческой музыкальной деятельности.
- Среда пребывания детей в дошкольном учреждении должна отвечать требования гармоничности и способствовать личностному развитию и творческой самореализации каждого ребенка. Все направления деятельности должны ориентироваться на индивидуальные возможности и способности каждого ребенка. Содержание музыкальных и иных программ должно преподаваться постепенно: от простого к сложному. Материал может быть усложнен, по мере взросления детей и его усвоения ими.
- Наличие внешних мотивирующих условий музыкального развития. В дошкольных учреждениях целесообразно создавать специальные «музыкальные уголки». Их можно расположить в относительно изолированном месте помещения, расположив там музыкальные инструменты и иные атрибуты, используемые на занятиях музыкой или в мероприятиях. Это позволит детям обыграть события повторно, в игровой форме устроить концерт, используя новые варианты его проведения.
- Развитие инициативы детей на музыкальных занятиях. Детям необходимо создавать проблемные ситуации с поиском решения, давать возможность выражать свое мнение по поводу того или иного музыкального произведения, говорить о своих чувствах, вызванных им, рассказывать о своих музыкальных предпочтениях, анализировать прослушанные произведения.
- Обязательное самостоятельное пение в ходе музыкальных занятий. Дети должны учить и исполнять песни под музыку и без нее. Также, нужно акцентировать внимание на развитии песенного творчества.
- Применение дидактических игр музыкальной направленности. Они развивают музыкальные навыки ребенка, помогая ему ритм, тембр, динамику звуков музыки.
- Игра на музыкальных инструментах. Она увлекает детей, развивает их музыкальную заинтересованность.
- Организация музыкальных игр. Они помогают педагогам проанализировать творческие проявления детей, закрепить материал музыкального занятия. Игры организуются с обязательным включением элементов самообучения ребенка.
Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
Планирование музыкальной деятельности возложено на плечи воспитателя. Ему необходимо выявить музыкальные задатки и интересы каждого ребенка. Каждый ребенок, в силу своей индивидуальности, по-разному проявляет интерес к музыке. Кому-то нравится петь песни, кому-то танцевать, кто-то любит играть на музыкальных инструментах, а кто-то просто слушать музыкальные произведения. Педагог должен обратить внимание на потребности каждого ребенка и создать комфортные условия для музыкального развития детей и формирования навыков их самостоятельности в этом направлении.
Воспитателю отводится роль сопричастности к музыкальной деятельности ребенка. Он не организует всю музыкальную работу полностью. Часть функций возлагается на детей. педагог дает им право выбора музыкального инструмента для игры, произведения для пения и прослушивания. Он может принять участие в детской музыкальной игре, создав условия для ее самостоятельной организации детьми. Также, воспитатель может продемонстрировать свои музыкальные способности. Особое значение отводится привлечению к музыкальной деятельности каждого ребенка, особенно менее активных и инициативных детей.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей, строится на основе планирования. В плане отражаются следующие моменты:
- Использование нового музыкального оборудования и атрибутов музыкальной деятельности. Для этого педагогу необходимо выявить интересы и склонности детей, понаблюдать насколько разносторонне музыкальные интересы дошкольников и какому направлению музыкальной деятельности отдает предпочтение большинство детей, если такое имеется.
- Выбор методики руководства музыкальной деятельностью, с учетом целевого назначения воспитания в данный временной период. Педагог выбирает направление взаимодействия с детьми: поощрение, содействие, наблюдение, мотивация, увлечение, активизация деятельности, возбуждение интереса, демонстрация собственного примера, исправление ошибок, координация взаимоотношений с детьми. Планирование самостоятельной музыкальной деятельности должно иметь творческую ориентацию. Нельзя полагаться на простое обучение детей музыки.
Педагог должен знать интересы и потребности детей, чтобы качественно организовывать самостоятельную музыкальную деятельность. Подход к этому процессу должен иметь новую ориентацию, представляющую собой тактичное участие педагога в самостоятельной музыкальной деятельности детей.