Понятие детской агрессии и агрессивности
Агрессия – это единоразовый поступок ребенка, нарушающий морально-этические нормы, который может причинить моральный или физический вред окружающим.
Агрессивность – это девиантная деструктивная форма поведения, которая постепенно становится для ребенка привычной.
Повышенная агрессивность детей – одна из наиболее острых проблем не только для психологов и педагогов, но и для всего общества. Нарастание волны детской преступности и возрастание количества склонных к агрессивности детей, выдвигает на первый план задачу изучить психологические условия, вызывающие эти опасные явления. Несмотря на существенное число исследований в рассматриваемой области, ключевые вопросы природы и истоков агрессивности, все еще остаются не разрешенными.
Исследования и многолетние наблюдения демонстрируют, что агрессивность, которая была сформирована в детском возрасте, становится устойчивой чертой во взрослой жизни и сохраняется на протяжении всего жизненного пути личности. Можно предположить, что уже в период дошкольного детства, начинается формирование определенных внутренних предпосылок, способствующих ее проявлению. Дети, склонные к насилию, имеют ряд отличий от миролюбивых ровесников не только во внешнем поведении, но и в психологических характеристиках. Изучение данных характеристик крайне важно для понимания природы агрессивности и своевременного преодоления опасных тенденций.
Разноплановые психолого-педагогические исследования проблематики детской агрессивности в отечественной психологии и педагогике проводили Г. М. Андреев, Н.Д. Левитова, Н.П. Сазонов и др. Также проблематика изучения детской агрессии привлекала и зарубежных ученых – К. Бютнера, Г. Парренса, М. Ратнера и др.
Сам термин «агрессия» предполагает сильную активность, стремление самоутвердиться, внутреннюю силу, которая дает человеку возможность противостоять внешним воздействиям. В педагогическом смысле агрессия представляет собой целенаправленное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам совместной жизни людей в обществе, и которое может причинить физический вред или вызвать негативные переживания, напряженность, страх и подавленность.
Формирование агрессивности и ее профилактика
Агрессивность начинает формироваться еще в раннем детстве. После рождения ребенок начинает требования к себе повышенного внимания от окружающих взрослых. Уже в дошкольном возрасте агрессивное поведение принимает разнообразные формы. Психологами выделена вербальная и физическая агрессия, каждая из которых может подразделяться на прямые и косвенные формы.
Наблюдения демонстрируют, что все эти формы встречаются в любой группе детского сада. Чаще всего у детей проявляется прямая и косвенная вербальная агрессия: начиная жалобами и агрессивными фантазиями и заканчивая прямыми оскорблениями, иногда с проявлением физической агрессии прямой или косвенной формы.
В период дошкольного детства еще не поздно предпринимать меры по профилактики агрессивности. Иногда детская агрессивность проявляется только из-за того, что дети не могут иначе выразить чувства. Задачей специалистов в таком случае будет научить детей выходить из конфликтной ситуации принятыми в обществе способами. Но перед любой профилактической работой должна быть проведена диагностика.
Принято выделять три уровня агрессии у детей-дошкольников:
- высоко-агрессивные дети: проявляют неконструктивное общение и поведение, выражающееся ссорами, конфликтами, словесными выпадами, демонстративными выходками по отношению к ровесникам и взрослым, настороженностью, подозрительностью, недоброжелательностью, то есть низкой социализацией и неуспешной социальной адаптацией;
- средне-агрессивные дети: демонстрируют достаточное развитие коммуникативных способностей, напористость, спортивную азартность и настойчивость, при этом могут быть обидчивыми, если считают, что ущемили их права, злословить, негодовать, то есть прошла средне-положительная социализация, и ребенок адекватно адаптировался в социуме;
- низко агрессивные дети: дружелюбные, доброжелательные, часто настороженные и застенчивые, проявляют эмпатию к окружающим, тактичны, эмоционально сдержаны, внимательны на уроках, что говорит о высоко социализации и успешной адаптации.
Наиболее распространенными методиками коррекции детской агрессии являются следующие:
- Игротерапия – проигрывание ситуация, вызывающих у ребенка приступы и агрессии и формирование социально-приемлемой реакции на них.
- Тематические беседы – должны научить детей понимать свои чувства.
- Метод рисунка – снижает эмоциональное напряжение, развивает способность понимать и выражать свое эмоциональное состояние;
- Сказкотерапия – позволяет успешно прорабатывать эмоционально-волевые нарушения.
Наиболее эффективным средством коррекции является игра. Именно игра не только помогает корректировать поведение, но предоставляет диагностический материал, помогающий взглянуть на проблему с позиции ребенка. В процессе игры можно научить ребенка направлять свой гнев на безопасные предметы, узнавать и понимать свои и чужие эмоциональные состояния и держать их под контролем. В игре дети взаимодействуют друг с другом, что положительно отражается на развитии коммуникативных навыков, обучает конструктивно выходить из конфликтных ситуаций.
Также обязательно нужно работать с семьей агрессивного ребенка, так как необходимо восстановливать доверительные отношения с родителями агрессивного ребенка, формировать родительские просоциальные нормы и установки, а также привлекать семьи к активному взаимодействию, чтобы предупредить агрессию со стороны их ребенка. Именно недостаток ласки, внимания и доброты в раннем детстве приводит к снижению эмпатии и усилению агрессивности, недостаток родительского тепла ребенок испытывает на протяжении всей своей дальнейшей жизни.
Иными словами, целенаправленное использование игровой деятельности – эффективный способ профилактики и преодоления агрессивного поведения детей-дошкольников.