Культура письменного речевого общения – это высокий уровень развития письменной речевой коммуникации, позволяющей устанавливать положительные связи, контакты, через обмен письменными сообщениями.
Данная культура активно развивается на уроках иностранного языка, что способствует становлению иноязычной коммуникативной компетенции учащихся. Кроме того, данное свойство необходимо будущим преподавателям иностранного языка. Поэтому, его развитие является ключевым аспектом обучения студентов-лингвистов.
Современное общество, мировое пространство имеет тенденции глобализации и интеграции своего развития. Поэтому, рынок труда характеризуется спросом на всесторонне развитых специалистов, которые могут грамотно осуществлять, как устную, так и письменную коммуникацию.
В настоящее время, имеются серьезные проблемы с письменной иностранной речью студентов, способностью изложить свои мысли в грамотной форме на бумаге. Учащийся, владеющий полноценной устной иностранной речью, зачастую, испытывает огромные затруднения при написании писем, заполнении документации в иностранном государстве. Это требует создания специальных условий в образовательном процессе вуза, позволяющих сформировать культуру письменного общения студентов.
Практические занятия по культуре письменного речевого общения в образовательной программе вуза
Одним из условий развития культуры письменного речевого общения студентов-лингвистов, является включение обязательных практических занятий, акцентирующих внимание на отработку письменной иностранной речи.
В образовательную программу студентов-лингвистов всех специальностей, обязательно должны быть включены практические занятия по культуре письменной иностранной речи. Это объясняется следующими факторами:
- Учащиеся будут полноценны погружены в работу над письменной речью в течение целого учебного занятия. Это дает огромное преимущество и обеспечивает дифференцированный подход к обучению, поскольку учащиеся будут сконцентрированы только на письме, а иные виды речевой деятельности будут использованы минимально.
- Наличие отдельной дисциплины по культуре письменного речевого общения позволяет педагогу обеспечить систематичность изучения дисциплины.
- Отдельная дисциплина дает возможности применения разных видов работ. Учащиеся отрабатывают навыки иностранного письма, учатся писать сообщения на различные темы, изучают правила написания и отдельные моменты в иностранном письме, изучить грамматику, лексику, орфографию, различные стили написания, фразеологии, речевые обороты, написание тех или иных фраз в конкретных ситуациях и обстоятельствах.
В этой связи, в учебную программу вуза для факультетов лингвистической направленности, требуется ввести отдельную учебную дисциплину «Практика письменного речевого общения». она позволит полноценно освоить культурные нормы письменного изложения своих мыслей на иностранном языке.
Методика формирования культуры письменного речевого общения у студентов-лингвистов
Разработка данной методики выступает важным условием развития культуры письменного общения на иностранном языке. Ее создание позволяет сформировать полноценную базу для освоения культуры письменного речевого общения, обеспечить усвоение и грамотное использование своих речевых навыков, при изложении мыслей в письменной форме, определить принципы, методы, способы, условия, инструментарий изучения иностранного языка. Данная методика может быть основана на применении традиционных основ обучения, инновационных и их комплексного сочетания.
Традиционная методика изучения иностранного языка основывается на его полноценном детальном исследовании. Педагог использует наглядные, словесные и практические методы обучения, разделяя курс иностранного языка на изучение:
- Грамматики.
- Лексики.
- Морфемики.
- Пунктуации.
- Синтаксиса.
- Стилистики.
Инновационная методика основывается на применении инновационных методов изучения иностранного языка, позволяющих исследовать не отдельные разделы языка, а отдельные типы письменных сообщений.
Инновационная методика формирования культуры письменного речевого общения ориентирована на развитие активной письменной речи, устранения дискомфорта и страха написания сообщений на иностранном языке, развитие коммуникативных навыков учащихся и минимизацию роли педагога в данном процессе.
Данная методика основывается на использовании следующих методов:
- Мозговой штурм;
- Кейс-методы;
- Метод проектов;
- Дебрифинг;
- Технология сотрудичества;
- Методы проблемного обучения.
Параметры сформированности культуры письменного речевого общения
Чтобы определить уровень сформированности культуры письменного речевого общения студентов-лингвистов, необходимо составить систему показателей, которые позволять дать оценку ее сформированности. К таким показателям относятся следующие:
- Показатель коммуникативного развития. Он включает в себя наличие адекватного коммуникативного общения студента, умения принимать и уважать чужое мнение, самостоятельно писать эссе на иностранном языке, конспектировать услышанное тезисами, представлять и обосновывать свой взгляд, свое мнение, уметь правильно его выразить и доказать, а также принять его критику.
- Показатель навыков работы с информацией. Студент должен уметь работать с информационными ресурсами: находить их, преобразовывать, усваивать, передавать, сохранять. Кроме того, требуются навыки систематизации данных и осознанного восприятия информации, нахождение продуктивного варианта решения поставленной задачи и работы с конкретными информационными ресурсами, имеющимися по данной проблеме.
- Показатель развития познавательной сферы. Студенту необходимо обладать аналитическими навыками, иметь развитое критическое мышление, обобщать и конкретизировать идеи, предоставлять информационные данные, как в кратком виде, так и полноценно.
- Показатель социального развития. Студент должен обладать навыками рефлексии т.е. способностью осмысления своей деятельности, обращения внимания на себя, контроль своего сознания и его анализ, а также быть социально-мобильным.