Педагогическое наблюдение — это непосредственное восприятие и познание реализуемого педагогического процесса в его естественных условиях.
Педагогическое наблюдение в школе проводится в процессе урока, учебной внеклассной деятельности и т.д. Данный метод давно зарекомендовал себя как один из легко организуемых. В настоящее время его используют все меньше. Однако именно наблюдение дает учителю полное представление о личности ребенка, особенностях его поведения с окружающими и т.д.
Ценность метода педагогического наблюдения
Педагогическое наблюдение в современной школе используется совместно с такими методами исследования как анкетирование, тестирование и опрос.
Ценность педагогического наблюдения в школе заключается в следующем:
- Позволяет отмечать динамику развития ребенка школьного возраста. Дети развиваются с большей интенсивностью, чем взрослые. Все изменения легко отследить в процессе организованного педагогического наблюдения и зафиксировать их соответствующим образом. Анкетирование и тестирование в данном случае проводить сложно и нецелесообразно, так как процесс их организации и обработка результатов занимают больше времени, чем при наблюдении.
- Позволяет сформировать общую картину развития ребенка, так как позволяет охватить все стороны жизнедеятельности ребенка. В процессе педагогического наблюдения, можно отследить, как ребенок общается со сверстниками и взрослыми, его поведение во время учебного занятия и на перемене и т.д.
- Наблюдение предоставляет исследователю точные сведения. Так, если при анкетировании и тестировании испытуемый может слукавить или ответить не правильно, то в процессе наблюдения, особенно скрытого, исследователь видит и фиксирует истинную картину.
- Получаемые результаты, а особенно если наблюдение проводят несколько исследователей, будут адекватными, соответственно полученные выводы максимально точные и верные.
- Педагог, проводящий исследования непосредственно включен в повседневную деятельность учащихся, что позволяет ему заметить все факты, даже те, которые кажутся незначительными и могут быть пропущены при ином методе исследования.
Таким образом, педагогическое наблюдение позволяет исследователю «увидеть» истинную картину динамики развития ребенка, особенности его поведения и взаимодействия с окружающими, отношение к обучению, сверстникам и педагогам.
Значимость педагогического наблюдения в школе состоит в том, что ребенок может и не знать о проводимом исследовании, соответственно он ведет себя естественно и непринужденно. В то время как при иных методах исследования он может постараться дать такие ответы, которые от него ожидают взрослые. Что приводит к получению не точных результатов и выводов о личности ребенка.
Еще одной особенностью педагогического наблюдения в школе является то, что в процессе его проведения, педагог имеет возможность получить истинные сведения не только о динамике развития ребенка, но и дать объективную оценку отношения ребенка к окружающей его действительности, отношению к миру и людям, выделить особенности взаимодействия с другими людьми, в зависимости от их социального статуса и положения.
Ситуации выбора в педагогическом наблюдении
При организации педагогического наблюдения, исследователю очень важно правильно подобрать ситуацию, в которой он будет наблюдать за ребенком. Выбор ситуации зависит от поставленной цели наблюдения.
Педагогическое наблюдение в школе может быть организовано с целью выявления отношения ребенка с окружающим миром, другими учащимися, учителями, либо с целью выявления динамики его развития.
Одной из наиболее распространенных ситуаций является ситуация выбора.
Ситуация выбора подразумевает создание педагогом ситуации, при которой ребенку необходимо сделать выбор, в соответствии со своими взглядами и убеждениями, например, ситуация выбора, при которой ребенок должен решить: помочь ему однокласснику или пройти мимо, списать домашнее задание или сделать самому и т. д.
Н. Л. Селивановой были выделены следующие ситуации, которые могут быть организованы с целью проведения педагогического наблюдения в школе:
- Ситуация конфликта – позволяет исследователю понаблюдать за тем, как ведут себя учащиеся во время конфликтов друг с другом или с учителями. В процессе наблюдения педагог фиксирует проявляемые детьми личностные качества (умение прощать, злоба, злопамятство, умение идти на компромисс, чувство справедливости, безрассудство и т.д.).
- Ситуация новичка – наблюдение проводится в то время, когда в класс приходит новенький ученик. Задача педагога понаблюдать за тем, как дети ведут себя с новым ребенком, как его встречают, какие при этом личностные качества они проявляют (добродушие, равнодушие, радушие и т.д.).
- Ситуация соотнесения – наблюдение проводится во время конкурсов, соревнований, викторин и иных ситуация, когда учащимся приходится сравнивать себя с другими учащимися, либо сравнивать свой класс с другим. Педагог отмечает такие качества личности как самонадеянность, агрессия, умение честно бороться и принимать проигрыш, высокомерие и т.д.
- Ситуация успеха – педагог наблюдает за тем как дети переживают собственный успех и успех других детей, а также как они воспринимают свое поражение, какие качества они проявляют, в чем видят причину неудач и т.д.
- Ситуация столкновения мнений – наблюдение проводится во время организованных бесед, дискуссий, споров и т.д., либо это могут быть стихийно возникшие ситуации, при которых дети отстаивают свою точку зрения или мнение. Педагог отмечает, как дети общаются в этот момент, выслушивают мнение оппонента или напротив, перебивают. Умеет ли ребенок принять точку зрения другого и признать неправильность своего мнения.
- Ситуация игры – наблюдению подвергается поведение ребенка во время разнообразных игр (спортивные, дидактические, сюжетно-ролевые и т.д.). Педагог отмечает не только поведения ребенка в процессе игры, но его личностные качества, умение работать в команде.
Помимо указанных ситуаций, для проведения педагогического наблюдения в школе, могут быть использованы любые другие ситуации, в которых ребенок проявляет себя как личность, показывает свои знания и умения.