Педагогическая технология (от греч. искусство, умение или мастерство) – это специальный набор методов, средств, форм, способов и приёмов воспитания и обучения, используемых системно в воспитательно-образовательном процессе, на основании общепринятых психолого-педагогических условий и приводящих к желаемому образовательному результату с минимальной нормой отклонения.
Виды педагогических технологий
Впервые идеи о разработке и внедрении педагогических технологий в воспитательно-образовательный процесс возникли в период научно-технического процесса, который внес инновации в различные области педагогики. Прогресс в теории и практики воспитания и обучения детей, поспособствовал тому, что педагоги-новаторы стали повсеместно разрабатывать педагогические технологии, с целью усиления педагогического воздействия на учащихся.
В настоящее время педагогические технологии рассматривают с точки зрения одного из основных видов человековедческих технологий, основанных на теориях психо-дидактики, кибернетики, социальной педагогики, менеджмента и управления.
В соответствии с требованиями ФГОС наиболее актуальными являются следующие виды педагогических технологий:
- Информационно-коммуникационные педагогические технологии (ИКТ) – способствуют повышению качества обучения, гармонизации развития личности учащихся и получению некоторых профессиональных умений и навыков (умение работать в сети Интернет, находить нужную информацию и т.д.).
- Педагогические технологии проблемного обучения – предусматривают организованную поисковую деятельность по решению образовательных проблем, которую учащиеся осуществляют самостоятельно под руководством педагога. Данная технология способствует формированию у учащихся новых знаний, умений и навыков, развитию познавательной активности и природных способностей, а также иных личностно значимых качеств.
- Педагогические игровые технологии – основаны на игровой деятельности, организованной в виде разнообразных ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в рамках которого у учащихся складываются и совершенствуются навыки по самоуправлению, самоорганизации, самообучению и самовоспитанию.
- Педагогическая кейс-технология – это технология, которая подразумевает осуществление анализа определенной ситуации, требующей от учащегося применения собственных знаний и умений на практике. Ситуации, могут быть, как взяты из реальной жизни, так и вымышленные.
- Педагогические здоровьесберегающие технологии – направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирования у них здорового образа жизни.
Условия использования педагогических технологий
Использование педагогических технологий способствует повышению педагогического воздействия на учащихся, помогает сохранять и укреплять здоровье детей, предупреждает их переутомление в процессе обучения.
В настоящее время педагогами используются не только традиционные, но и инновационные педагогические технологии. Выбор технологии педагог осуществляет самостоятельно, в зависимости от поставленных воспитательно-образовательных целей и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В рамках одного учебного занятия (цикла занятий) может быть использована не одна конкретная технология, а их совокупность. В том случае, если возникает необходимость использования совокупности технологий, то педагог подбирает их так, чтобы они дополняли друг друга и находились в тесной взаимосвязи.
Важным является и то, что педагог должен обладать необходимыми умениями и навыками, для успешной реализации педагогической технологии. В связи с этим большое значение в структуре педагогического мастерства учителя имеет педагогическая техника.
Педагогическая техника – это совокупность определенных профессиональных умений и навыков, необходимых для осуществления эффективного педагогического воздействия на отдельного ученика и весь коллектив учащихся в целом.
Кроме того, педагогическая техника включает в себя умение правильно подобрать стиль общения и взаимодействия с учащимися, умение управлять их вниманием.
Только педагог, владеющий в полной мере основами педагогической техники, способен создать условия для продуктивного внедрения в воспитательно-образовательный процесс педагогической технологии, способствующей усилению педагогического воздействия на учащихся.
Таким образом, главным условием внедрения педагогической технологии в воспитательно-образовательный процесс является использование педагогом собственного профессионального мастерства и личностного творческого потенциала.
Использование педагогической технологии в воспитательно-образовательном процессе ориентировано на:
- Повышение педагогического воздействия на учащихся.
- Эффективного достижения поставленной цели и задач.
- Уточнение ориентации всего воспитательно-образовательного на гарантированное достижение ожидаемого результата.
- Адекватная оценка текущих и промежуточных результатов воспитания и обучения, организация своевременной коррекции процесса.
- Осуществление заключительной оценки полученных результатов, проведение рефлексии.
Принципы внедрения педагогической технологии в воспитательно-образовательный процесс:
- Принцип взаимодействия с учащимися, основанном на общечеловеческих ценностях и культуре общения.
- Принцип ориентирования на индивидуальные особенности ребенка – педагог должен учитывать возможности и потребности каждого учащегося.
- Принцип безусловного принятия каждого ученика – педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы видеть в ребенке только хорошее и развивать это. Взаимоотношения с учащимися педагог строит на основании уважения его личности, с учетом его истории жизни, специфики развития и личностного становления.