Педагогическая культура семьи – это вид культуры, относящийся к отдельной семье и отражающий реализацию ее функций по передаче социального опыта подрастающему поколению.
Педагогическая культура семьи формируется с опорой на традиции, обычаи, нормы и правила, семейные ценности, а также на сформированные принципы народной педагогики. Именно семья хранит народные традиции и передает их подрастающему поколению.
Типы педагогической культуры семьи
Педагогическая культура семьи бывает разных типов и форм. Выделение типа педагогической культуры семьи реализуется с опорой на следующие показатели:
- Аксиологический параметр развития семьи. Он отражает наличие семейных ценностей, отношение семьи к знаниям и ценностям окружающего мира;
- Социально-педагогический уровень семейного развития. Он отражает осознание семьи ее социальной роли и того, что она выступает субъектом воспитательного процесса, а также, понимание того, что и ребенок является субъектом воспитательной деятельности;
- Дидактический параметр существования семьи. Он отражает используемые родителями методы воспитания. Они связаны с применением методов принуждения, мотивации, опоры на учет интересов и потребностей ребенка или же подавление его личности.
Данные показатели, по сути, и отражают тип педагогической культуры семьи. Он зависит, также, от уровня педагогической компетентности родителей и их осознанного отношения к процессу воспитания и развития своих детей.
Педагогическая культура семьи может находиться на высоком, среднем и низком уровне развития. Этот уровень определяется, исходя из степени аксиологического развития семьи, уровня ее социально-педагогического развития и дидактических основ воспитательной деятельности.
Высокий уровень педагогической культуры семьи отражает ее осознанное отношение к своим воспитательным функциям и понимание значимости воспитания духовно-нравственной, всесторонне-развитой личности. Отношения родителей с детьми опираются на взаимопонимание, доверие и уважение. Родители не предъявляют к ребенку необоснованных, неразумных требований и прислушиваются к советам педагогов по вопросам реализации продуктивного воспитательного процесса в семье.
Что касается семей среднего уровня педагогической культуры, то они не до конца осознают свои воспитательные функции и те направления воспитательной деятельности, которые формируют личность не всегда полноценно реализуют. К сторонним советам они не прислушиваются и формировать с ребенком сотруднические, партнерские отношения не стремятся, ставя свой авторитет во главу воспитательной деятельности.
Для низкого уровня педагогической культуры семьи характерно непонимание родителями целевого назначения своей воспитательной деятельности, нежелание взаимодействовать с педагогами и решать с ними проблемные моменты воспитания, отсутствие стремления установить с ребенком доверительные отношения, нежелание учитывать его мнение и взгляды, а также подавление инициативы ребенка.
Воспитательный потенциал семьи
Воспитательный потенциал семьи – это способность родителей выполнять свои воспитательные функции, с осознанием своей воспитательной роли и в опоре на имеющиеся у них материальные и нематериальные ресурсы.
Воспитательный потенциал семьи отражает возможности семьи в реализации своих воспитательных функций т.е. возможности выполнение большего, чем семья реализует в развитии личности всех ее членов.
Воспитательные возможности семьи реализуются через различные виды ее деятельности.
Воспитательный потенциал семьи является составным компонентом ее педагогической культуры. Его уровень определяет уровень развития педагогической культуры семьи, а раскрытие способствует его повышению.
Воспитательный потенциал семьи состоит из следующих компонентов:
- Активная гражданская позиция родителей, уровень их культурного развития, социальный статус, общественное лицо, дающее пример поведения в обществе;
- Семейные ценности и традиции;
- Уровень развития внутрисемейных отношений;
- Психоэмоциональный микроклимат семьи;
- Умение семьи рационально и целесообразно организовывать свою деятельность;
- Рациональное использование семьей досугового времени и направление детей на продуктивные формы досуговой деятельности.
Движущими силами развития воспитательного потенциала семьи выступают:
- Внутрисемейный климат и гражданская политика семьи. Здесь имеется в виду отношение родителей к воспитательному процессу и осознание своей роли в нем. Семья реализует воспитание отдельной личности, которая, затем, вливается в социальную сферу и определяет ее развитие. Потому, гражданская позиция семьи определяет ее воспитательные возможности.
- Материальные ценности и обеспеченность семьи. Материальное обеспечение детей – важная забота родителей. От уровня материальной обеспеченности, имущественного состояния семьи зависит и атмосфера, царящая в ней. Отсутствие финансовых средств приводит к невозможности реализации семейного отдыха, проведения культурного досуга, обучение детей в системе дополнительного образования. Низкие заработные платы разрушают семьи и приводят к обострению социальной напряженности в обществе. Если родители не имеют возможности заниматься ребенком, пропадая все время на работе, то это, также снижает воспитательный потенциал семьи.
- Условия жизнедеятельности семьи. Они отражают место проживания семьи, условия ее быта. Место проживания должно быть комфортным и соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Это обеспечивает нормальное развитие ребенка. Обустройство дома оказывает воздействие на эстетическое развитие ребенка.
- Тип семьи. Здесь имеется в виду ее состав и структура. Естественно, что у полных и благополучных семей воспитательный потенциал будет гораздо выше, чем у неполных семей. Также, многодетные семьи, зачастую, испытывают проблемы с реализацией родителями своих воспитательных возможностей. Они обусловлены ограниченностью временных ресурсов, материального обеспечения, психологическим стрессом матери или отца.