Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическая акмеология

Педагогическая акмеология как отдельное научное направление

Определение 1

Педагогическая акмеология – это научная отрасль, исследующая способы достижения мастерства и профессионализма в трудовой деятельности педагогов.

Данное научное направление опирается на необходимость развития профессионализма и повышения квалификации педагога. Акмеология исследует пути и варианты достижения вершин в различных областях деятельности. соответственно педагогическая акмеология рассматривает развитие и достижение его более высокого уровня в педагогической сфере деятельности.

В любой профессиональной области достижение высоких результатов и положительных итогов деятельности отражается с помощью понятия «акме». Каждый профессионал своего дела, независимо от направления развития стремится достигнуть «акме» в своей работе. Возможность его достижения зависит от множества факторов, носящих, как объективный, так и субъективный характер.

Если рассматривать непосредственно педагогическую деятельность, то в качестве субъективных факторов выступают:

  1. Талант педагога;
  2. Уровень профессиональной компетенции педагога;
  3. Творческий потенциал педагога;
  4. Возможности и способности педагога;
  5. Физическое и психическое состояние здоровья педагога;
  6. Эмоциональное состояние педагога.

Объективными факторами достижения «акме» являются:

  1. Условия прохождения процесса обучения и воспитания;
  2. Уровень развития системы образования;
  3. Качество образования;
  4. Степень духовной развитости общества;
  5. Социально-экономическое развитие общества.

Акмеология способствует непрерывному развитию взрослых, уже состоявших личностей, их профессиональному росту. Педагогическая акмеология занимается исследованием тех вершин, которые стремится достигнуть взрослая личность. При этом, каждая личность является особенной, обладает специфическими свойствами. Поэтому и стремления у всех различные. Кроме того, важно исследовать жизненные условия, тенденции общественного развития, которые открывают возможности достижения личностных вершин на каждом этапе возрастного развития.

«Педагогическая акмеология» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Акмеология. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Акмеология. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Акмеология в педагогике выявляет вершины, которые могут быть достигнуты на одном этапе исторического развития, посредством применения наиболее оптимальной системы воспитания и обучения, а также возможности перехода от одной вершины развития до следующего этапа и его «акме».

Поскольку достижение «акме» зависит от внешних обстоятельств, то возникают ситуации, когда они не позволяют личности выйти на новую ступень развития и достигнуть ее вершины. В этом случае, на помощь приходит педагогическая акмеология, которая занимается поиском способов компенсации недостигнутого пика развития на его определенном этапе, посредством применения специальных методик и приемов воспитательного воздействия.

Акмеология. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Акмеология. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные направления развития педагогической акмеологии

Замечание 1

На современном этапе развития педагогической акмеологии у нее не имеется единой концепции и направленности. Это обусловлено дифференцированным педагогическим опытом в плане его характера и содержания.

Можно выделить ряд направлений, по которым развивается педагогическая акмеология:

  • Акмеологческая теория индивидуальности. Она основана на том, что индивидуальность каждой личности требует ее реализации на практике. Она обязательно должна быть проявлена в профессиональной сфере деятельности, в силу ее приближенности к самобытности, истинному и универсальному состоянию личности. Индивидуальность личности необходимо развивать. Для этого нужно всесторонне раскрывать личностный потенциал. Потенциал каждой личности во всех областях достаточно огромен. Кроме того, существует большое количество способов его развития и совершенствования. Если определить пути раскрытия каждого потенциала личности, то возможно предсказать пути достижения вершин, которые строятся на основе фактов, совершенных личностью действий, поведенческих реакций и состояний.
  • Акмеологическая теория педагогического мастерства. Мастерство педагога рассматривается в качестве особого показателя совершенства его навыков и умений в определенном направлении трудовой деятельности. посредством педагогического мастерства раскрывается потенциал педагога. Оно является ступенью достижения своего «акме» в профессиональной деятельности.
  • Акмеологическая теория здоровья. Она основывается на том, что здоровье личности рассматривается в тесной взаимосвязи с ее просвещением и обучением. Биологические, психологические, физиологические показатели развития личности. Акмеологическая теория здоровья основывается на конструктивных и динамических показателях его развития, а именно: поддержание здоровья на всех уровнях – физическом, нравственном, эмоциональном, психическом, чувственном.
  • Практический инструментарий. В данном случае рассматриваются методы акмеологических разработок, построения программ развития, проведение сопровождения и консультаций по различным вопросам. Такое проектирование активно используется в индивидуальных направлениях работы, которые связываются с разработкой стратегии жизнедеятельности, поведения и профессионального совершенствования.
  • Акмеологическое сопровождение. Данные акмеологии применяются при организации разнообразных мероприятий и программ в педагогической сфере деятельности.
  • Акмеологическое консультирование. Оно проводится при индивидуальном взаимодействии с отдельным педагогом. Применяются разнообразные методики оказания помощи педагогу в достижении его профессионального роста и приходу к «акме». Специалистами акмеологии разрабатываются программы по достижению педагогического мастерства, способам формирования и практического воплощения «Я-концепции».

Составление стратегии и тактики достижения профессионального мастерства педагога требуется в современном обществе, особенно в условиях глобального развития всех его сфер, в том числе и образовательной. Для этого разрабатываются технологии самопознания, саморегуляции и самореализации акмеологической ориентации.

Профессионализм педагога рассматривается в качестве приоритетного понятия педагогической акмеологии. Профессионализм педагога отражает его способности и навыки владения несколькими видами профессиональной деятельности, а также обладающего важными, для профессиональной сферы его деятельности, личностными свойствами, помогающие своевременно разрешать профессиональные задачи и способствовать достижению целей и задач образования. Поэтому профессионализму педагога и его непрерывному развитию уделяется приоритетное место в акмеологии.

Дата последнего обновления статьи: 08.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot