Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ознакомление дошкольников с окружающим миром

Необходимость знакомства дошкольников с окружающим миром

Природа, ее процессы и явления, устройство окружающего мира вызывают интерес у каждого маленького ребенка и потому используются в качестве основного учебно-воспитательного средства.

В процессе ознакомления с окружающим миром, ребенок наблюдает за живыми существами, каждое из которых уникально и интересно, знакомятся с природными материалами и использует их в игровой деятельности. Одни и те же природные процессы и явления наблюдаются детьми в разное время года, каждое из которых также имеет отличительную специфику.

Окружающий мир, его устройство, природные красоты обладают исключительным воспитательным воздействием на ребенка. Особенно сильно это воздействие проявляется в развитии гармоничной, всесторонне развитой личности. Дидактические обучающие программы и материалы не способны конкурировать с природными процессами по степени и силе их воспитательного влияния на детскую личность. Процессы и явления окружающего мира ребенок видит собственными глазами и потому воспринимает непосредственно, с помощью органов чувств. Таким образом, в его сознании закладываются первичные представления о природе, ее устройстве, месте и функциях в жизнедеятельности общества и человека.

Усвоение связей между процессами и явлениями окружающего мира развивает логическое мышление дошкольника.

В процессе познания природных процессов развиваются первоначальные основы миропонимания ребенка, которые впоследствии приводят к развитию мировоззрения, определенной идеологии личности.

Применение природных объектов в учебно-воспитательном процессе положительно сказывается на построении разнообразной, увлекательной детской деятельности.

Заинтересованность ребенка учебно-воспитательным процессом повышает его эффективность и способствует достижению основных целей и задач воспитания. У детей развивается любознательность, раскрываются их таланты, формируются навыки креативного мышления.

В процессе приобщения к природным процессам окружающего мира у ребенка развиваются навыки трудовой деятельности и формируется трудолюбие. Оно развивается, посредством приобщения ребенка к уходу за растениями и животными, организации уборки лесов и парков. Это в свою очередь ведет к укреплению здоровья и развитию психических процессов организма.

«Ознакомление дошкольников с окружающим миром» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные учебно-воспитательные задачи знакомства дошкольников с окружающим миром

Знакомство детей с природой, ее процессами и явлениями, интересными событиями, происходящими в окружающем пространстве имеет важное воспитательное значение.

Основными воспитательными задачами, связанными с ознакомлением дошкольников с окружающим миром являются:

  1. Становление и развитие в сознании ребенка первоначальных представлений и естественной системы знаний о природных процессах и явлениях. Эти знания включают в себя основные законы, по которым функционируют природные процессы и явления, их признаках, свойствах, взаимосвязях и взаимоотношениях с общественными объектами и процессами. Такая система знаний формируется у дошкольников на основе представлений, отражающих существенные, внешне проявляющиеся свойства, параметры, связи и взаимодействия.
  2. Развитие трудолюбия и трудовых способностей. В задачу воспитателей, входит привитие детям понимания необходимости создания благоприятных тенденций развития природных процессов и явлений. Это подкрепляется трудовыми навыками и выступает фундаментом развития истинной любви к прекрасному, природе, стремлению ее оберегать и защищать. Реальные результаты в последующей трудовой деятельности дает развитие трудовых навыков в природной среде. Это связано с интересом детей к этому процессу, желанием ухаживать за природой, ее организмами, поддерживать окружающий мир в здоровом состоянии.
  3. Развитие любви к природе. Современное общество ориентируется на гуманистическую направленность воспитания и заботу о природе, для поддержания ее процессов в оптимальном состоянии. С раннего возраста у детей необходимо формировать навыки бережного отношения к природе, желание защищать ее. Это достигается на основе ознакомления детей важностью природы, необходимостью поддержания ее процессов и явлений в определенном состоянии, создания благоприятных условий для роста и развития растений и животных, сохранение оптимальных климатических условий. Бережное отношение формируется путем развития наблюдательности ребенка и способности эстетического восприятия окружающих процессов и явлений.

Методы и приемы знакомства дошкольников с окружающим миром

Знакомство детей с окружающей действительностью, природными процессами и явлениями, формирование основных навыков взаимодействия с ними осуществляется путем применения разнообразных приемов и методик воспитания.

Замечание 1

Использование того или иного метода воспитательного воздействия зависит от конкретной воспитательной задачи и этапа возрастного развития дошкольника.

Основными методами знакомства детей с окружающим миром являются:

  • Наблюдение;
  • Эксперимент;
  • Труд;
  • Игра;
  • Беседа;
  • Рассказ.

Наблюдения, эксперименты, трудовая и игровая деятельность относятся к методам, способствующим восприятию ребенком окружающего мира и активному усвоению основных навыков. В процессе наблюдения, ребенок легко и быстро усваивает природные процессы и явления, знакомится с правилами и способами взаимодействия природы и общества, видит каким образом люди видоизменяют природы и какие последствия это влечет. Такой метод актуально применять в раннем и младшем дошкольном возрасте, поскольку дети усваивают информацию через визуальное восприятие.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эксперименты помогают воплотить на практике и проанализировать увиденные объекты, процессы и явления. Их используют в более старшем возрасте – среднем и старшем дошкольном.

Рассказы и беседы основаны на слове воспитателя. Их эффективность, во многом зависит, от способности педагога преподнести информацию интересно и увлекательно. Эти приемы будут эффективны в старшем дошкольном возрасте. когда дети уже способны усваивать информацию на слух.

Замечание 2

Для знакомства с окружающим миром, часто, используется комплексное сочетание методов и приемов воспитательного воздействия. Кроме того, в разных методах могут применяться одни и те де приемы.

Дата последнего обновления статьи: 11.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot